Пятница, 24.02.2017, 13:48
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » 2012 » Декабрь » 24 » Сбалансированное управление экономикой как механизм предотвращения угроз национальной безопасности
14:32
Сбалансированное управление экономикой как механизм предотвращения угроз национальной безопасности

В данной статье особенность авторского подхода к проблеме обеспечения национальной безопасности заключается в том, что разнообразные источники угроз экономической безопасности рассматриваются как факты резких отклонений от модели сбалансированной социально-экономической системы. Предложен комплекс принципов и критериев, на которые должна опираться концепция сбалансированного управления развитием социально-экономической системы. Определены сильные и слабые стороны современной практики построения и использования моделей развития экономики.

Е.С.  Бородушко*

Сбалансированное управление экономикой как механизм предотвращения угроз национальной безопасности

Основу национальной безопасности составляет экономическая безопасность, которая, в свою очередь, может быть обеспечена при условии устойчивого и сбалансированного развития всех элементов социально-экономической системы. Для этого необходимы цивилизованные рыночные отношения, современная инфраструктура, высокие технологии и эффективная организация производства, оптимальная отраслевая структура экономики и рациональная продуктовая специализация предприятий, развитая финансовая система, достаточный по объему и качественный трудовой и интеллектуальный потенциал. Все перечисленные составляющие экономического развития имеют сложную организацию и должны быть сбалансированы как по соотношению своих структурных элементов, так по отношению к факторам внешней среды.

Создание и поддержание этих условий в странах с рыночной экономикой крайне затруднено в силу целого ряда причин эндогенной и экзогенной природы. Эндогенные причины заключаются в том, что в условиях рыночных отношений государство как институт, обеспечивающий централизованное управление социально-экономической системой, ограничено в своих возможностях регулировать поведение множества самостоятельных независимых субъектов хозяйственной деятельности. Оптимальным должно быть соотношение механизмов саморазвития социально-экономической системы и средств государственного централизованного регулирования. Эти соотношения меняются в зависимости от состояния социально-экономической системы. Так, в условиях глобального кризиса 2008–2009 гг. резко возросла потребность в использовании механизмов государственного регулирования рыночных отношений.

Неоднозначным является влияние факторов внешней среды на развитие национальных экономик. Мир движется в направлении роста их открытости. Международное разделение труда является предпосылкой экономического прогресса. Но для каждой конкретной страны существуют свои специфические критерии оптимальных пропорций в области обмена ресурсами и продуктами с другими странами, в основе которых также лежит принцип сбалансированности. Экономика страны сохраняет свойства целостной саморазвивающейся системы до тех пор, пока комплексный потенциал внутренней среды существенно превосходит совокупное влияние негативных факторов внешней среды. При нарушении данной пропорции социально-экономическая система теряет устойчивость и возникает угроза ее разрушения. Признаки такого негативного развития системы не возникают мгновенно. Они накапливаются постепенно. Это означает, что существует резерв времени для реализации мер по предотвращению угроз. Но эта же постепенность мешает своевременному распознаванию грядущей угрозы.

Данная закономерность характерна не только для внешних, но и для внутренних угроз. Примеров тому существует множество. Так, в СССР из-за внутренне свойственной социалистической системе нежизнеспособности годами накапливались «пороки развития». Но осознано это было в высших эшелонах власти только на том этапе, когда последствия изъянов в общественной системе приобрели необратимый характер, когда началось явное саморазрушение системы. Аналогичным образом разразившийся в 2008 г. глобальный кризис, предпосылки которого постепенно накапливались и кумулятивный эффект которых все более нарастал, был воспринят мировом сообществом как внезапно возникший сбой в функционировании мирового хозяйства. Не были услышаны предостережения отдельных ученых экономистов о назревающих противоречиях и перспективе кризиса.

Возникает вопрос о том, каковы в идеале пути предотвращения угроз национальной безопасности, вызванных резкими нарушениями сбалансированности социально-экономических систем. Как нам представляется, ответ на данный вопрос мог бы включать следующие положения:

– теоретической базой должны быть научно обоснованные знания об основных механизмах возникновения экономических дисбалансов и обусловленных ими угрозах национальной безопасности;

– прикладные аспекты проблемы состоят в организации мониторинга состояния и динамики социально-экономических систем с целью своевременного выявления и диагностики потенциальных угроз национальной безопасности, обусловленных деструктивными явлениями в экономике;

– управление процессом обеспечения сбалансированного эффективного развития экономики осуществляется на всех иерархических уровнях функционирования национальной экономики. Своими специфическими полномочиями в данной области обладают субъекты хозяйственной деятельности и институты власти муниципального, регионального и федерального уровней;

– каждая группа субъектов управления развитием социально-экономических систем располагает своими особыми ресурсами и возможностями, их действия детерминированы специфическими интересами и целями, что, в конечном счете, приводит к значительному несовпадению их ориентаций на развитие в краткосрочной и долгосрочной перспективе;

– в действительности ситуация не столь драматична, поскольку за свою многовековую историю человечество выработало комплекс инструментов, с помощью которых государственные власти прямыми и косвенными методами вполне успешно регулируют поведение всех категорий институциональных единиц. Такими инструментами являются законодательство, силовые ведомства, система льгот и поощрений, СМИ, комплекс нравственно-этических ценностей;

– на современном этапе позиции государственной власти значительно ослаблены и продолжают ослабляться в силу таких внутренних и внешних причин, как процесс глобализации, рост уровня открытости национальных социально-экономических систем, демократизация общественных отношений, проникновение информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизни, нарастание финансовой и экономической мощи частного капитала, транснациональных корпораций. Происходит все большая интернационализация всех сфер общественной жизни. Помимо ряда позитивных результатов, эти факторы способны вызвать деструктивные изменения в социально-экономической системе менее развитых государств;

– концептуальные основы управления сбалансированным развитием социально-экономической системы должны опираться на следующие принципы и критерии оптимальности:

1) согласованность и непротиворечивость тактических и стратегических целей;

2) использование логики системного подхода к решению всех задач управления;

3) обеспечение гибкости системы управления в условиях быстро меняющейся среды;

4) обеспечение достаточного количества и рациональной структуры всех видов материальных, трудовых и информационных ресурсов;

5) рост уровня экономической культуры и доверия к власти при минимизации уровня конфликтности и криминальности социальной среды;

6) гарантии социальной защищенности всех слов населения;

7) создание правовых, политических, экономических и социально-культурных предпосылок для обеспечения конкурентоспособности и эффективного функционирования первичного звена экономики – субъектов хозяйственной деятельности;

8) рациональное сочетание прямых и косвенных методов государственного регулирования поведения всех категорий участников общественно-экономических отношений;

9) оптимизация баланса полномочий и ответственности населения, хозяйствующих субъектов, органов власти, политических и общественных организации на микро-, мезо- и макроуровнях;

10)    разработка и использование в практике управления краткосрочных и долгосрочных

прогнозов развития социально-экономической системы и конъюнктуры внешней среды.

Более детального рассмотрения заслуживает последнее положение, касающееся концептуальных основ деятельности органов управления по предотвращению угроз национальной безопасности, вызванных резкими нарушениями сбалансированности социально-экономических систем. Перечисленные принципы и критерии следует расценивать как ориентиры, определяющие общую направленность целей и задач управления. Они недостижимы в полной мере на практике, но ценны тем, что могут служить базой для оценки и диагностики состояния социально-экономической системы на конкретный момент времени.

Указанные принципы и критерии составляют единую систему. Это означает, что позитивная роль одного из них может обесцениться или усилиться в зависимости от состояния социально-107

экономической системы с позиции других принципов и критериев. Так, например, использование высокотехнологичного оборудования не даст ожидаемого эффекта при отсутствии кадров работников соответствующей квалификации и при слабом менеджменте.

В целях практического применения каждый из указанных принципов и критериев должен быть представлен развернутым перечнем числовых параметров в количественной форме дифференцированно по различным категориям объектов управления на разных уровнях управления. Данная система параметров должна отвечать общепринятым требованиям согласованности, сопоставимости, достоверности, своевременности, соблюдение которых может быть связано с рядом трудностей. Например, в силу неопределенности механизмов влияния многих факторов невозможно с достаточной точностью измерить силу их воздействия. Из-за высокой динамичности социально-экономических процессов их количественные параметры быстро устаревают и перестают соответствовать реальным условиям и состоянию объектов управления. Это касается как их числовых значений, так и самого перечня параметров.

В совокупности эти параметры могут образовать описательную модель социально-экономической системы. Такая модель может быть статичной или динамической. Возможна разная степень ее приближения к реальным характеристикам социально-экономической системы.

В упрощенном виде модель сбалансированной социально-экономической системы можно представить как схему, на которой обозначены структурные элементы системы, протекающие в ней процессы и векторы их связей и взаимодействий без каких-либо числовых индикаторов. В основе таких моделей лежит принцип воспроизведения логических связей и соотношений в социально-экономической системе.

Более совершенными являются экономико-математические модели, представляющие сложный комплекс математических формул, воспроизводящих состояние, процессы, результаты функционирования социально-экономической системы. Преимуществом таких моделей является использование количественной меры явлений и процессов. Слабая их сторона заключается в применении целого ряда ограничений и условностей, что затрудняет их практическое применение из-за несовпадения реальности с условностями модели. Тем не менее, экономико-математические модели позволяют оценить возможные состояния и условия сбалансированности социально-экономической системы в случае реализации конкретных сценариев развития. Формирование подобных моделей составляет предмет исследования таких областей знания, как экономическая теория, математические методы в экономике, прикладная математика. К числу исследований такого направления относится ряд опубликованных в России в последние годы работ [1; 2; 3; 4]. Отдельные публикации на данную тему относятся к 90-м гг. прошлого века.

Практическое использование экономико-математических моделей развития социально-экономических систем может осуществляться одним из нескольких способов или путем определенной их комбинации. Самым простым и доступным является применение этих моделей в целях адаптации управленческих решений к сложившимся условиям внутренней и внешней среды. Модель помогает более правильно оценивать возможные последствия тех или иных управленческих решений.

Более глубокое проникновение в механизмы общественных процессов достигается при использовании математико-экономических моделей в целях активного воздействия на развитие социально-экономической системы в заданном направлении. В условиях непрерывно меняющихся условий внутренней и внешней среды институты управления должны обладать способностью к гибкости в вопросах определения задач и методов управления при сохранении стабильности стратегических целей развития системы. Проекты развития управляемой социально-экономической системы оформляются в виде комплексных программ развития региона, бизнес-планов предприятия, приоритетных национальных программ.

Необходимо признать, что в существующих экономико-математических моделях развития социально-экономических систем заложена идея устойчивого сбалансированного развития и слабо представлен такой аспект анализа, как выявление и измерение роли деструктивных факторов развития, которые при отсутствии должных мер противодействия их разрушительному потенциалу способны создать угрозы экономической безопасности страны. Первым шагом в решении задач данного направления анализа могло бы быть формирование системы числовых индикаторов, определение их пороговых значений и создание некоторых частных эконометрических моделей, раскрывающих механизмы отдельных проявлений экономических дисбалансов на примере некоторых секторов социально-экономической системы.

Список литературы

1. Макаров, В.Л., Бахтизин, А.Р. Сулакшин, С.С. Применение вычислимых моделей в государственном управлении. – М.: Научный эксперт, 2007. – 304 с.

2. Макроэкономический анализ и экономическая политика на базе параметрического регулирования: монография. – М.: Издательство физико-математической литературы, 2010. – 284 с.

3. Петров, А.А., Поспелов, И.Г., Шананин, А.А. Опыт математического моделирования экономики. – М.: Энергоатомиздат, 1996. – 558 с.

4. Устойчивое развитие: методология и методики измерения: учебное пособие / под ред. С.Н. Бобылева. – М.: Экономика, 2011. – 358 с.


Просмотров: 621 | Добавил: x5443x | Теги: Национальная безопасность, сбалансированная экономика, Экономическая безопасность, государственное управление, нарушения сбалансированности эконом | Рейтинг: 0.0/0
...




Copyright MyCorp © 2017