Понедельник, 27.02.2017, 23:48
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » 2012 » Декабрь » 22 » Роль образовательного учреждения МВД России в научно-методическом обеспечении деятельности органов внутренних дел и других правоохранительны
23:25
Роль образовательного учреждения МВД России в научно-методическом обеспечении деятельности органов внутренних дел и других правоохранительны

В статье на примере Санкт-Петербургского университета МВД России рассмотрен вклад ведомственного образовательного и научно-исследовательского учреждения в научно-методическое обеспечение деятельности органов государственной власти и правоохранительных органов региона в сфере профилактики и противодействия преступности. Рассмотрены формы и методы, названы примеры, а также и обозначены актуальные направления научно-исследовательской работы, направленной на обеспечение деятельности по противодействию преступности.

В.А. Кудин*

Роль образовательного учреждения МВД России в научно-методическом обеспечении деятельности органов внутренних дел и других правоохранительных структур государственной власти по противодействию преступности (на примере Санкт-Петербургского университета МВД России)

Несмотря на позитивные тенденции в показателях, характеризующих в течение ряда последних лет состояние преступности как в целом по Российской Федерации, так и по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, общий уровень обеспечения правопорядка в них остается серьезной проблемой, препятствующей осуществлению принципов цивилизованного жизнеустройства в современной России. Намечая пути повышения эффективности противодействия преступности, сегодня необходимо принимать во внимание не только широкое распространение «традиционных» видов преступлений (имущественных, против личности), но и появление новых, связанных с развитием сферы высоких технологий (генной инженерии, разработкой новых видов наркотических средств, «компьютерных преступлений»), учитывать высокую террористическую угрозу, активизацию миграционных процессов, существенно осложняющих криминогенную ситуацию.

Особенности современной «конфигурации» детерминант состояния преступности предполагают внесение значительных корректив в сложившуюся практику обобщения и анализа информации о состоянии правопорядка, прогнозирование тенденций развития криминальной ситуации, выработку новых форм и методов противодействия ее ухудшению. Ряд конкретных мер в этом направлении предусмотрен Указом Президента Российской Федерации от 11 декабря 2010 г. «О дополнительных

мерах по обеспечению правопорядка», в соответствии с которым в субъектах Российской Федерации образованы постоянно действующие координационные совещания по обеспечению правопорядка. Основными задачами этих совещаний являются: обобщение и анализ информации о состоянии правопорядка в субъектах Российской Федерации, а также прогнозирование тенденций развития криминальной ситуации; анализ эффективности деятельности территориальных органов МВД России и иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению правопорядка; разработка мер, направленных на обеспечение безопасности в субъектах Российской Федерации; осуществление взаимодействия с различными органами на местах, институтами гражданского общества, некоммерческими структурами по вопросам обеспечения правопорядка.

Представляется, что существенный вклад в решение этих задач должны внести дислоцирующиеся на территории субъектов Российской Федерации образовательные и научно-исследовательские учреждения правоохранительных ведомств, являющиеся, по существу, региональными центрами научно-методического обеспечения противодействия преступности. Один из таких центров – Санкт-Петербургский университет МВД России, имеющий значительный опыт деятельности по таким направлением, как: а) выполнение научно-исследовательских работ по заявкам органов государственной власти и практических подразделений органов внутренних дел и других правоохранительных органов; б) внедрение и авторское сопровождение научной продукции; в) проведение научно-практических конференций и обучающих семинаров, повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел; г) изучение, обобщение и распространение передового опыта правоохранительной деятельности зарубежных стран.

Высокий научный потенциал (в вузе работают 62 доктора наук, 279 кандидатов наук, 77 профессоров и 164 доцента), накопленный опыт по выполнению прикладных работ и наличие в распоряжении университета большого массива результатов проведенных научных исследований (ежегодно выполняется около 150 научно-исследовательских работ) позволяют ему совместно с органами внутренних дел и другими субъектами правоохранительной деятельности региона разрабатывать и реализовывать городские программы по профилактике и противодействию преступности, проводить научные исследования по противодействию отдельным видам преступности, составлять аналитические обзоры и прогнозы ее развития, изучать общественное мнение и мнение специалистов по рассматриваемой проблематике, принимать участие в законотворческой работе.

Вся эта работа осуществляется вузом в тесном взаимодействии с Комитетом по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургским городским мониторинговым центром при Комитете по информатизации и связи Правительства Санкт-Петербурга, Главным управлением МВД России по Северо-Западному федеральному округу, Главным управлением МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Управлением федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, прокуратурой Санкт-Петербурга, филиалом ВНИИ МВД России по Северо-Западному федеральному округу.

Результатом такого сотрудничества, активной научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава университета является разработка и реализация ряда городских программ по профилактике преступности. Речь, в частности, идёт о целевых программах «Комплексные меры по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге» и «Комплексные меры по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту» на 2009–2012 гг., которые в марте 2009 г. приняты Правительством Санкт-Петербурга, а в настоящее время проводится их авторское сопровождение и экспертная оценка эффективности выполнения запланированных мероприятий [6]. Здесь также можно отметить уже реализованную городскую программу «Повышение эффективности деятельности судебных органов, органов охраны правопорядка и безопасности» на 2006–2008 гг., разработанную в 2005 г. авторским коллективом университета.

У вуза есть опыт участия и в законопроектной работе. Авторскими коллективами его учёных в 2009 г. подготовлены два региональных законопроекта: «Об административных правонарушениях» и новая редакция закона «О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге».

Сотрудники университета входят в состав комиссии по проверке реализации Закона Санкт-Петербурга от 16 мая 2007 г. ¹ 230-42 «О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге», вносят для рассмотрения на заседаниях Правительства Санкт-Петербурга научно обоснованные рекомендации и предложения исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга и правоохранительным органам, направленные на совершенствование профилактики правонарушений и на снижение уровня преступности в городе, развитие правовой грамотности и правосознания граждан.

Ученые университета приняли непосредственное участие в разработке проекта Федерального закона «О полиции». Подготовленные ими предложения легли в основу концепции закона, его разделов, посвященных назначению и принципам деятельности российской полиции, применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, правового статуса сотрудника полиции, правовым и социальным гарантиям его деятельности.

Новые подходы к противодействию преступности, обеспечению правопорядка вырабатываются на проводимых в университете научно-практических конференциях и семинарах.

Среди наиболее значимых мероприятий такого рода можно отметить:

– семинар с руководителями органов местного самоуправления и муниципальными служащими Санкт-Петербурга «Реализация органами местного самоуправления полномочий по вопросам правоохранительной направленности и призыва на военную службу» (11 сентября 2009 г.);

– всероссийскую научно-практическую конференцию «Предупреждение и раскрытие преступлений в условиях мегаполиса (27 ноября 2009 г.);

– международную научно-практическую конференцию «Законность. Правопорядок. Безопасность» (10 июня 2010 г.);

– международную научно-практическую конференцию «Безопасность дорожного движения» в рамках ежегодного международного форума «Охрана и безопасность» (5 октября 2010 г.);

– региональную научно-практическую конференцию «Противодействие коррупции в правоохранительных органах» (10 марта 2011 года).

Сюда же следует отнести цикл практических межведомственных семинаров по обмену опытом в осуществлении мероприятий по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи, проведённых совместно с Комитетом по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга по темам: «Организация межведомственного взаимодействия при оказании помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения» (11 мая 2011 г.), «Обеспечение законности, правопорядка и безопасности при организации и проведении летней оздоровительной кампании» (26 мая 2011 г.), «Новые подходы в организации досуговой занятости несовершеннолетних как фактор их социализации и творческого развития» (28 сентября 2011 г.), «Особенности взаимодействия Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с учреждениями социального обслуживания семьи и детей в вопросах профилактики социального сиротства несовершеннолетних» (28 октября 2011 г.), «Организация взаимодействия учреждений района в рамках профилактики асоциального поведения несовершеннолетних» (2 ноября 2011 г.). Участие в этих семинарах принимали ответственные секретари Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрациях районов Санкт-Петербурга.

7 декабря 2011 г. Университетом совместно с Комитетом по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга проведен семинар для должностных лиц администраций районов Санкт-Петербурга и внутригородских муниципальных образований по вопросам осуществления мероприятий по профилактике терроризма и экстремизма и минимизации последствий терроризма и экстремизма. В ходе работы семинара разработаны методические рекомендации органам местного самоуправления по реализации полномочий по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений.

Вопросы, обсуждаемые в ходе подобных мероприятий, как правило, носят прикладной характер, что создает предпосылки для использования выводов, предложений и рекомендаций при проведении дальнейших научных исследований и их апробации на практике как в образовательном процессе, так и в оперативно-служебной деятельности.

Хотелось бы особо отметить проведенную совместно с Комитетом по вопросам законности, правопорядка и безопасности 20-21 октября 2011 г. Всероссийскую научно-практическую конференцию «Система профилактики преступности: современное состояние, проблемы и перспективы развития». В работе конференции приняли участие представители органов государственной власти, правоохранительных органов как Санкт-Петербурга, так и других субъектов Российской Федерации. С учетом того, что в них по вопросам регулирования отношений в сфере профилактической деятельности принято более 130 региональных законов, на этом научно-представительском мероприятии произошел обмен опытом соответствующей работы, направленной на пропаганду позитивных жизненных ценностей, тем более что во многих регионах фактически уже разработан и действует механизм профилактики алкоголизма и наркомании, в т.ч. и в среде несовершеннолетних; рассмотрены наиболее острые вопросы и подведены некоторые итоги профилактической деятельности; обсуждены направления дальнейшего совершенствования работы по профилактике правонарушений. Лейтмотивом конференции стали следующие тезисы.

Первичной и самой важной стадией предупреждения преступности является профилактика, имеющая объектом воздействия не саму криминальную деятельность, как это происходит на этапах предотвращения и пресечения преступлений, а ее детерминанты. Особая значимость научно-методического сопровождения профилактической деятельности на современном этапе связана с концептуальными изменениями в построении всей системы профилактики, в частности, с подготовкой проекта Федерального Закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», разработка и вынесение на общественное обсуждение которого в полной мере отвечает интересам общества и государства.

Представляется, что создание в стране национальной системы профилактики правонарушений, во-первых, будет в большей степени отвечать интересам государства и гражданского общества в деле профилактики правонарушений, во-вторых, снимет ведомственный (прежде всего полицейский) акцент с профилактической деятельности, в-третьих, придаст обществу мобилизующее начало в правоприменении закона, регламентирующего функционирование национальной системы профилактики правонарушений.

Не стоит бездумно отмахиваться от накопленного за многие годы позитивного опыта (в т.ч. и советского периода) профилактической работы. Сегодня многие из профилактических механизмов того времени с успехом используются в разных странах. Это создание отрядов местной самообороны, соседского надзора и контроля, участков профилактической работы, общественных советов и молодежных отрядов, посещение полицейскими школ, организация совместного патрулирования районов полицией и отрядами местного населения, проведение дней открытых дверей в полицейских участках. Также широко используются возможности нерепрессивного воздействия, методов возмещения вреда, примирения с потерпевшим, обучающего воздействия, психологической и социальной помощи. Высока степень влияния на уровень преступности разъяснительных методов работы волонтеров различных общественных организаций правоохранительной направленности.

Именно создание партнерской модели взаимоотношений между органами правопорядка и обществом сегодня может стать одним из главных направлений в решении проблемы криминализации страны. Однако есть пока незакрытые пробелы на правовом поле функционирования этих добровольных помощников. Народные, молодежные дружины и отряды, соседские и женские советы, родительские организации зачастую не могут в полной мере реализовать свой потенциал, т.к. отсутствуют как правовая база их деятельности, так и нормы по социальной и правовой защите их представителей.

В то же время эффективность работы полиции зависит именно от взаимодействия с обществом: контролировать можно только работающий механизм. В России же пока работа правоохранительной системы имеет несколько изолированный характер.

Одной из основных приоритетных задач реформирования правоохранительной системы должно быть формирование партнерских отношений общества и полиции, интеграция населения, граждан государства в сферу деятельности по охране общественной и личной безопасности, т.к. именно этот процесс будет способствовать повышению криминологической безопасности российского общества, снижению тревожности, повышению доверия граждан к правоохранительным органам и власти в целом.

Полагаем, что вышеназванные положения будут востребованы и найдут свое дальнейшее развитие в нашей научно-исследовательской работе.

Ежегодно по заявкам практических подразделений органов внутренних дел университет выполняет около 30 научно-исследовательских работ. В заказных научных исследованиях принимают непосредственное участие, оказывая существенное методическое и информационное содействие, сотрудники практических подразделений органов внутренних дел. Так, в 2009 г. совместно с сотрудниками ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области выполнены три научно-исследовательские работы, в 2010-м – пять. Из них в настоящее время наиболее востребованы следующие методические рекомендации: «Административно-юрисдикционная деятельность подразделений ДПС ГИБДД по выявлению и фиксации нарушений правил дорожного движения с использованием технических средств, в том числе – видеонаблюдения», «Организация деятельности школьных инспекторов милиции на основе положительного опыта субъектов Российской Федерации» и «Методика выявления и подготовки материалов предварительной проверки по фактам совершения преступлений, предусмотренных ст. 230 УК РФ».

В 2011 г. сотрудниками структурных подразделений университета были выполнены две научно-исследовательские работы по заявкам Главного управления МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области: «Профилактическая деятельность инспектора по делам несовершеннолетних по предупреждению неблагополучия в семье», «Профилактическая деятельность инспектора по делам несовершеннолетних по предупреждению преступлений, совершаемых в отношении детей». Эти методические рекомендации являются весьма актуальными в связи с ростом правонарушений несовершеннолетних.

В целях повышения эффективности внедрения научной продукции в практическую деятельность органов внутренних дел осуществляется тиражирование наиболее значимых результатов научных работ в серии «Библиотечка для сотрудников органов внутренних дел». В 2010 г. опубликованы научно-исследовательские работы, получившие высокую оценку и имеющие большое практическое значение: «Оперативно-розыскное противодействие взяточничеству»; «Правовые основы организации работы органов внутренних дел с обращениями граждан»; «Организационно-правовые основы деятельности подразделений органов внутренних дел по делам несовершеннолетних»; «Комплексное использование


Просмотров: 792 | Добавил: x5443x | Теги: общественное мнение, научная продукция, криминогенная ситуация, профилактика преступности, научно-исследовательская работа | Рейтинг: 0.0/0
...




Copyright MyCorp © 2017