Суббота, 24.06.2017, 21:50
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » 2012 » Декабрь » 25 » Развитие профессионализма сотрудников ОВД психоаналитическими методами
16:21
Развитие профессионализма сотрудников ОВД психоаналитическими методами
В статье рассматриваются качественные изменения профессионально-важных особенностей личности сотрудников в процессе психоанализа. Описана психоаналитическая методика.

В.А. Корчмарюк*

Развитие профессионализма сотрудников ОВД психоаналитическими методами

В ходе психоанализа, иногда случается, что на вопрос психоаналитика клиент отвечает «не уверен». Это чаще всего происходит при свободном индивидуальном консультировании, основанном на гуманистических принципах. Обычно принято не реагировать на волнения клиента возникающие с непониманием методики воздействия, которые могут отразится на его адекватном восприятии самого себя. Развивая профессиональную компетентность сотрудника ОВД возможно изменить восприятие им окружающей действительности, нивелировать эгоцентризм в социализации, спрогнозировать вариативность личностных конструктов.

В психоаналитическом процессе при работе с эгоцентричностью необходимо актуализировать проблемы её вызывающие и определить экстро-интровертную направленность сотрудника. Эгоцентричное поведение чаще всего возникает в следующих ситуациях:

– отсутствие у сотрудника должного нравственного уровня, исчерпывающей информации по интересующему его вопросу. Данная проблематика чаще всего коррелирирует с психосексуальными этическими вопросами, на которые общество реагирует неоднозначно. Решение этой проблемы обычно перекладывается на другие социальные структуры. Это является наиболее простой формой ухода от проблемы.

– недостаток практических навыков – сотрудник сталкивается с нестандартной, нехарактерной для него ситуацией, которая вызывает чувство тревоги и неопределенности. Примером может послужить состояние растерянности мужчин, когда речь заходит о восприятии женщины. Основой этого вида некомпетентностей являются проблемы самоидентификации. Оптимальным вариантом этих девиаций является ролевое моделирование.

– избегание ответственности – это свойственно людям, вынужденным играть определенную социальную -роль, что предполагает снятие с себя всей ответственности и перекладывание ее на общество, которое принимает непосредственное участие в его развитии . Причиной этого является обезличенность деятельности . В этом случае деятельность в целом прогнозируема.

Эти проблемы можно решить с помощью методики разнонаправленных усилий по изменению жизненных обстоятельств, с последующим ранжированием. С одной стороны: Обстоятельства, которые зависят непосредственно от личности и с другой стороны обстоятельства, независимые от человека. В данном случае процесс работы направлен на изменения этих обстоятельств, от простого к сложному. Примером может послужить: независимое обстоятельство – «Плохая погода»; Решение – «Взять зонт, одеться теплее».

Защитные реакции – наиболее сложны в исследовании в силу своей многогранности. Предлагаемые пути решения сложившейся проблемы остаются неосознанными или же являются отвергнутыми на бессознательном уровне, тем самым запуская вытеснение, рационализацию и др. Эгоцентричность мышления клиента является комплексной. Она состоит из монолитных

символических блоков или же представляет собой неопределенную форму бессознательных комплексов, при осмыслении которых у клиента наблюдаются процессы торможения. Основной задачей психоаналитика в данной ситуации является проработка общего негатива с разбитием на отдельные проблемы.

Самым сложным является идентификация тех проблем которые отражаются символо-комплексом. В данном случае необходимо применять метод свободных ассоциаций, рефлексивного абстрагирования ситуации. Клиентом выдвигаются гипотезы, предположения, дающие объяснение положения вещей, а также, непосредственно, затрагиваются причины некомпетентности, после чего критично оценивает предложенные идеи.

Если возникают трудности восприятия символичность мышления предусматривает использование стандартных речевых паттернов, которые не несут эмоциональной или смысловой нагрузки. Оптимальным вариантом решения этой проблемы будет возвращение клиента к сохраненным в его речи выражениям предложением: «Перефразируйте данное высказывание» или «Что Вы понимаете под этим». В психоаналитическом процессе можно столкнуться с такой трудностью, как неопределенность выбора проблемы клиента. В этом случае нивелирование эгоцентричности осуществляется выделением основных компонентов в представляемом материале, а выделенные элементы фиксируются, затем происходит уточнение проблемы, таким образом усилия психоаналитика сосредоточены на изменения сознания в строну логических схем мышления.

Зачастую причиной возникновения проблемы является неумение пользоваться информацией или синкретичность, которая основывается на эмоциональной впечатлительности. Эмоции являются доминантой в поведении этих клиентов. Представляя клиенту истинное положение вещей, психоаналитик может оказаться в неловкой ситуации, так как для сотрудника важно не восприятие новой информации, а осмысление происходящих событий. Представление основных положений проблемы покажется ему довольно тривиальным, необязательным для осмысления, конфликтным.

Благоприятному поддержанию разговора с клиентом поспособствуют вопросы, задавая которые психоаналитик будет получать односложный, однозначный ответ. Чем быстрее клиент ответит утвердительно, тем быстрее будет достигнут психотерапевтический эффект, увеличится возможность самораскрытия и появится возможность раскрытия личностных качеств.

Зачастую синкретичность мышления выражается эмоциональным негативизмом: «Не могу определить грань между любовью и ненавистью «. Действия, основанные на отрицании, обычно имеют большое количество посторонних реакций, обрастая иным содержанием в геометрической прогрессии. Важно вернуться в отправную точку, конструируя свои мысли и фразы без употребления частицы «не». При разделение эмоциональных впечатлений необходимо применить чуткость и внимательность. Любое из этих отрицательных эмоциональных всплесков необходимо подвергать персональной обработке. Состояния, имеющие положительную окраску, необходимо надежно фиксировать в сознании сотрудника, а отрицательные попытаться удалить. Утверждение клиента: «Мне страшно», можно вернуть в виде: «Вы опасаетесь?». Выражение: «Мне весело», желательно преобразовывать в: «Вам хорошо?».

Причиной, которая затрудняет процесс психоанализа, является непонимание клиентом своего места в этом процессе. Необходимо как можно скорее и безболезненнее решить эту ситуацию, иначе следствием может стать нарушение терапевтичности и последующая психокоррекция клиента будет трудновыполнима, что может привести к сложностям в общении с психоаналитиком. В сложившейся обстановке правильным будет просить клиента проговаривать все мысли возникшие в голове, какие бы они не показалось абсурдными, как для него самого, так и для психолога, и уже от этого вести беседу.

Как известно, при проведении психологического консультирования психолог не имеет права давать советы клиенту. Это убеждение также широко обсуждается в психологических кругах, причем каждое последующее поколение консультантов рассматривает его подстраиваясь к той или иной «модной» теории. Также различными предубеждениями насыщено сопровождающее консультирование, в связи с тем, что такие обращения о помощи коррелируют с переносом проблем на внешние отвлеченные факторы. «Психоаналитик мне посоветовал...» похоже на «Ноги промокли...». Все психологи давно и безуспешно пытаются бороться с желанием дать «самый правильный» совет и соответственно прямая просьба клиента, дать совет, вызывает законное возмущение специалиста.

Психоаналитик пребывает в состоянии неопределенности, нахождения в тупике – каждое из его действий не будет соответствовать существующей концепцией гуманистической психологии. Не давая совет от не направляет клиента на способы решения проблемы и тем более не решает психотерапевтический вопрос. Не смотря на то, что решение психологических проблем клиента, требует продолжительного времени , последний требует немедленного результата, который хотя бы отчасти удовлетворит его. Что в принципе попадает в рамки профессиональной деятельности сотрудника ОВД, привыкшего всегда получать требуемый результат.

Решением этой ситуации могут послужить следующие вопросы: «Что бы сделали ваши близкие?», «Как бы повел себя человек, мнением которого Вы дорожите?», «Каким было бы поведение человека,

к которому вы плохо относитесь?», «Каким будет Ваше поведение после решения проблем, особо волнующих Вас?». Провалы в рассуждении сотрудника иногда связаны с трудностью фиксировать в памяти нескольких вариантов решения проблемной ситуации, опираясь на стандартный динамический стереотип поведения. Ролевое моделирование, где психоаналитик представлен одним из участников возможного конфликта, приводит к разработке множества вариантов, и дает возможность сотруднику не только выбрать необходимую, модель поведения подходящую в конкретной ситуации, но и возможность иметь несколько вариантов поведения в непрогнозируемой по развитию ситуации.

Представления сотрудника противоречащие требованиям законов, распоряжений и инструкций, а так же социальным представлениям которые отличны от моральных норм, и эти несовпадения могут иметь и как положительную так и отрицательную нагрузку. Не выходя за границы норм общества, подчас трудно объяснить профессиональную жесткость и решительность, еще труднее сотруднику привести доказательства необходимости решаемых им служебных задач, так как большинство граждан не готово к пониманию такого рода действий.

Опираясь на нравственные законы общества, необходимо отметить качественно иной уровень развития личности. Особо остро проявляется противостояние тогда, когда установленные цели противоборствуют с принятыми социальными нормами. Какими бы нравственными не показались эти цели, основная часть граждан не приемлет им, а это не может не отразится на психическом самочувствии сотрудников ОВД и в работе с ними необходимо не только учитывать это, но и устанавливать природу нравственного противоречия.

Тесная связь духовного и материального является одной их самых обсуждаемых ситуаций. Обычно к области духовного относят нравственность, религиозность, мораль. Самокритика и все существующие в различных религиях стяжательные грехи – это область материального, и если философы ушли от этой проблемы (через законы диалектики, или воздавая «Богу Божье, а кесарю – кесарево»), то сознание человека не переносит подобного дуалистического компромисса. Психоаналитическая концепция решение этого вопроса возлагает на личностный рост, а материальные затраты клиента, связанные с длительностью психоаналитических сессий и самоактуализацией, связывает с объективной необходимостью оплаты такого рода деятельности. При подобной организации деятельности психоаналитика необходимо работать с точкой зрения сотрудника, которую он находит невозможной в своей профессиональной среде.

Такие представления характеризуются преувеличением значимости событий, заключением на основе неподкрепленных фактов, а также принятием ответственности за независимые обстоятельства. Сотрудникам, имеющим представления о жизни обусловленной символо-комплексом, свойственно черно-белое упрощенное представление окружающей действительности: «Поведение гражданина может быть либо хорошим, либо плохим».

Такой тип людей далек от понятия «ложь во спасение», а морально-этический принцип психолога, заключающийся в сохранении тайны клиента, может соблюдаться тех пор, пока клиент не преступает закон. В его представлении понятие альтруизма не может быть завуалированной формой эгоизма. В данной ситуации истинность представлена величиной объективной, которая является неизменимой в процессе существования. Чрезмерная психологизация ситуации не даст продуктивного и положительного результата, а наоборот, может способствовать срыву контакта. Положительное воздействие оказывают обсуждение конкретных жизненных ситуаций, которые способствуют повышению опытности сотрудника, но они не вписываются в рамки узких служебных представлений и не затрагивают при этом проблему его профессиональной компетентности.

Следует сказать, что альтернатива эгоцентричной алгоритмике психики сотрудника, включая её сознательный и бессознательные уровни, не сводится только к особенностям мировоззрения, но и включает в себя:

– толерантное воспитание,

– морально-психологический климат,

– доверие к руководству, которое выражается в исходном представлении о субординации;

– психологическое консультирование сотрудников с целью локализации эгоцентричного мышления.

Уверенность в правильности решений, принимаемыми руководителями, должна создавать хорошую положительную атмосферу и помогать в определении характера и результата психической деятельности сотрудников.

Выбор мировоззрения является нравственно-обусловленным, и переход к другим возможен в результате проявления воли, которая выражает нравственный выбор.

Список литературы

1. Келли, Дж. Теория «личностных конструктов».– М.: Наука, 1999.

2. Пиаже, Ж. Психогенез знаний и его эпистемологическое значение. – «Радуга» 1983.

3. Фрейд, З. Введение в психоанализ : лекции. – М., Наука, 1990.

4. Юнг К. Психология бессознательного. – М., 1998.


Просмотров: 1480 | Добавил: x5443x | Теги: калейдоскопичность мировоззрения, символо-комплекс, эгоцентризм, барьер восприятия, личностный конструкт | Рейтинг: 0.0/0
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь