Вторник, 28.02.2017, 01:57
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » 2012 » Декабрь » 25 » Развитие готовности курсантов вузов ВВ МВД России активной деятельности по овладению профессиональной культурой
11:19
Развитие готовности курсантов вузов ВВ МВД России активной деятельности по овладению профессиональной культурой

В статье обосновывается технология развития курсантов вузов ВВ МВД России как субъектов профессионализации в процессе обучения.

Е.А. Емельянова*

Развитие готовности курсантов вузов ВВ МВД России активной деятельности по овладению профессиональной культурой

Процесс развития профессиональной культуры специалиста в историческом плане предстает:

– во-первых, как двуединый процесс развития практики образования и педагогической мысли, с одной стороны, и как неотъемлемая сторона историко-культурного процесса – с другой;

– во-вторых, как ключевой элемент системы социальной репродукции общества и важнейшая сфера его существования, на каждом из этапов формационного развития;

– в-третьих, в индивидуальном плане – как процесс овладения системой профессиональных ценностей, отличающийся внутренним динамизмом и имеющий ярко выраженную аксиологическую составляющую и субъективный характер.

Учитывая, что понятие «культура» означает исторически определенный уровень развития общества и личности, выраженный в создаваемых материальных и духовных ценностях, в системе социальных норм и

учреждений, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе, в специфических типах и способах организации человеческой жизнедеятельности, а также, способах и формах взаимного общения, поведения и деятельности, в конкретных сферах общественной жизни [1; 5; 7], а профессия – это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки [4], под профессиональной культурой будущего специалиста следует понимать интегративное качество личности, отражающее единство научно-познавательного, ценностно-ориентационного, побудительно-волевого, эмоционально-оценочного и творчески-созидательного компонентов в психологической структуре выпускника вуза.

В профессиональной культуре системообразующим выступает ценностно-ориентационный компонент, включающий в себя комплекс взглядов, убеждений, идеалов, определяющих избирательно-оценочное отношение специалиста к объектам профессиональной деятельности, к самой деятельности как средству самовыражения, развития культуры и достижения профессиональных целей, к себе как субъекту профессиональной активности, к сложившимся условиям профессиональной деятельности. Развитие профессиональной культуры курсантов позволяет будущим выпускникам приобрести не только знания о ценностях современного мира, но и, благодаря им, – внутреннюю силу и уверенность, устойчивость, а усвоенные в процессе учебной деятельности навыки коммуникации, дискуссии, рефлексии, социально-коммуникативной компетентности позволяют ориентироваться в различных ситуациях, активно взаимодействовать с окружающими людьми, адекватно оценивать себя и психическое состояние других людей. Свойствами профессиональной культуры выступают интегративность, социальность, регулятивность, персонализация, непрерывность.

В профессиональной культуре системообразующим выступает ценностно-ориентационный компонент, обеспечивающий осознанную реализацию в деятельности будущего специалиста социальных и профессиональных смыслов, значений, нормативов, избирательно-оценочное отношение к объектам профессиональной деятельности, к самой деятельности как средству самовыражения и достижения профессиональных целей, к себе как субъекту профессиональной активности, к сложившимся условиям профессиональной деятельности [7].

Среди причин, тормозящих процесс развития у курсантов вузов ВВ МВД России профессиональной культуры, следует назвать необходимость поиска новых подходов к его организации и приоритетов его дальнейшего развития; наличие серьезных недостатков в организации образовательного процесса; необходимость повышения профессионально-педагогического уровня преподавателей; отсутствие системности в проектировании содержательно-целевого компонента подготовки будущих выпускников; недостаточно оперативное внедрение передовых образовательных технологий; необходимость создания современных учебно-методических, а также научно-исследовательских и материально-технических комплексов; значительная инерционность образования и др.

Основной путь повышения эффективности профессионального развития курсантов вузов ВВ МВД России – это формирование у них готовности к активной деятельности по профессиональному самосовершенствованию.

Цель формирования готовности курсантов к активной деятельности по профессиональному самосовершенствованию состоит в достижении такого функционального состояния их психики, которое характеризуется сформированностью и мобилизованностью всех ее компонентов, необходимых для успешного решения задач по развитию позитивных сторон личности и избавлению от негативных личностных характеристик.

Основными путями формирования готовности курсантов к активной деятельности по профессиональному самосовершенствованию выступают:

– развитие мотивации, побуждающей к проявлению необходимой активности в ходе решения образовательных задач;

– формирование навыков и умений планирования своей образовательной деятельности и эффективной реализации плана;

– выработка устойчивой целевой установки на достижение максимально возможных образовательных результатов;

– развитие у курсантов уверенности в своих силах и возможностях.

Постоянная устремленность курсантов к повышению эффективности профессионального саморазвития и достижению максимально возможных образовательных результатов, вырабатывается путем придания ей глубокого личностного смысла; созданием реально достижимых перспектив; стимулированием старательности, усердия, инициативы и активности; формированием в курсантских коллективах «культа профессионального роста» и др.

Повышение навыков и умений в операциональной сфере образовательной деятельности осуществляется посредством: организации индивидуальной работы и оказания методической помощи курсантам; увеличения количества времени, отводимого на работу по расширению профессионального кругозора; применения активных форм и методов самообучения; разработки индивидуальных творческих заданий, активного вовлечения курсантов в проведение научных исследований и др.

Уверенность в своих силах и возможностях приобретается благодаря накоплению личного опыта самоорганизации в деятельности по самосовершенствованию, повышению профессиональной компетентности. Большое значение имеет оказание методической помощи курсантам, гарантирующей успешное профессиональное самосовершенствование, а также создание в ходе оказания методической помощи атмосферы сотрудничества, сотворчества, доброжелательности, взаимопомощи и др.

Под профессиональным самосовершенствованием курсантов понимается планомерно осуществляемая ими деятельность по формированию и развитию собственных профессионально важных качеств, необходимых для успешного выполнения функциональных обязанностей.

Изучение структуры профессионального самосовершенствования курсантов показывает, что его объектом выступают личностные характеристики будущего выпускника. Однако объектом они становятся

лишь тогда, когда возникает несоответствие между сформированными и требуемыми для решения возникающих задач, профессиональными качествами. Это нарушение равновесия приводит к образованию потребности в личностно-профессиональном развитии.

В качестве потребности выступает нужда не только в определенных личностно-профессиональных качествах, но и в умении успешно, результативно, осуществлять самоуправление процессом развития данных качеств. Будучи источником активности личности, потребности лежат в основе возникновения ее мотивов.

Осваивая в ходе образовательной деятельности профессиональный опыт, курсанты интериоризируют и соответствующие ценности, идеалы, которые приобретают побудительную силу и становятся реально действующими мотивами. Исследование показало, что если профессиональное развитие входит в состав этих ценностей, то, согласно А. Н. Леонтьеву [11], деятельность по саморазвитию приобретает осмысленный характер. Но функция контролирования направленности саморазвития осуществляется не непосредственно, а через механизм «эмоциональной коррекции»: эмоции оценивают личностный смысл протекающего процесса саморазвития, его хода и результатов, и в случае несоответствия этого смысла изначальным ценностям оказывают влияние на мотивы, в целях изменения общей направленности деятельности.

Цель профессионального самосовершенствования – формирование или изменение психологических образований, входящих в структуру профессионализма. К таким образованиям относятся потребности и мотивы, воля, чувства, интеллектуально-познавательные процессы, умения и навыки и др.

Поставленные цели достигаются путем самоанализа, самоубеждения, самопринуждения, самоорганизации работы, самоконтроля и самооценки, самокорректировки действий и др.

Высокорезультативным процесс самосовершенствования будет только тогда, когда все его компоненты сформированы, органично связаны между собой и проявляются в каждый момент деятельности курсанта. В то же время определяющим условием успешного функционирования системы профессионального самосовершенствования курсантов выступает отлаженный процесс управления ходом их профессионального развития.

Анализ управленческо-педагогической деятельности преподавателей и командиров курсантских подразделений свидетельствует, что эта деятельность имеет свою внутреннюю логику (этапы). На каждом из этапов решаются свои особые задачи.

На этапе целеполагания осуществляются: осмысление проблем, которые необходимо решить, и их формулировка; сбор информации об управляемом объекте и влияющих на него факторах; анализ и оценка соответствия исходных параметров деятельности по профессиональному развитию обучающихся нормативным представлениям; определение причин отклонений исходных показателей результативности этой деятельности от идеальной модели; изучение характера управленческой деятельности в целом и оценка ее соответствия предъявляемым педагогической наукой требованиям; оценка возможностей по повышению эффективности самосовершенствования курсантов; определение целей и общего замысла действий по формированию и развитию личного опыта курсантов в области саморазвития; выбор конкретных способов решения задач, стоящих перед субъектами управления; планирование действий, направленных на оптимизацию деятельности курсантов по профессиональному развитию и полную реализацию их личностного потенциала в данном процессе.

В ходе этапа реализации намеченной программы и плана деятельности на практике, формируется готовность курсантов к осуществлению эффективной деятельности по профессиональному саморазвитию и организуется контроль за ходом достижения поставленных целей.

На этапе анализа эффективности осуществляемой работы и внесения корректив в намеченную программу и план действий полученные результаты сравниваются с планируемыми, определяются допущенные ошибки и их причины, вносятся изменения и дополнения в намеченную программу действий.

Развитие курсантов, как субъектов профессионализации [2; 3; 6; 8-13], предполагает активное использование технологий проблемного обучения, которые способствуют активизации творческой деятельности обучающихся посредством представления проблемно сформулированных заданий. Схема проблемного обучения представляет собой последовательность процедур, включающих постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации, осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных задач.

При создании модели учебного процесса важно сочетать традиционный путь изложения материала с проблемным, что способствует развитию творческого мышления курсантов, приучает внимательно слушать и критически оценивать предъявляемую информацию, обеспечивает формирование познавательной активности и интереса у курсантов.

Проблемная ситуация определяется как совокупность условий, стимулирующих учащихся на совершение действий, заданных содержанием ситуации. Проблемные ситуации создаются на основе моделирования жизненных ситуаций, представляющих интерес для курсантов.

С методической точки зрения различают три уровня степени реализации принципа проблемности:

1) проблемное изложение материала с последующей самостоятельной работой учащихся по образцам;

2) сочетание элементов метода проблемного изложения с самостоятельной реконструктивно-вариативной или частично-поисковой деятельностью обучаемых;

3) применение исследовательского метода, когда преподаватель лишь описывает проблемную ситуацию, предоставляя обучаемому возможность самостоятельно сформулировать проблемную задачу и решить ее.

В целом проблемную ситуацию можно рассматривать как основу для возможности приобретения курсантами новых навыков и умений и одновременно, как трансформацию знаний. Проблемная ситуация возникает, когда учебный материал организован в соответствии со следующими дидактическими принципами:

1) материал должен соответствовать уровню подготовленности и возможностям курсантов;

2) вопросы и задания должны формулироваться с учетом интереса, прошлого опыта обучающихся, основываясь на ранее усвоенных знаниях. Но сама проблема должна быть новой и направлять познавательную деятельность на поиск, исследование;

3) проблемная ситуация должна заключать в себе свойства динамичности. Решение основной проблемы должно протекать на фоне решения цепи соподчиненных проблем, вытекающих одна из другой;

4) постановка проблемы должна преподноситься так, будто она вызвана самим ходом изучения материала, и вызывать внутреннюю потребность у курсанта решить данную проблему.

Таким образом, научно обоснованные действия по формированию готовности курсантов к активной деятельности по профессиональному самосовершенствованию позволяют за достаточно короткие сроки добиться существенных результатов в росте их профессиональной культуры.

Список литературы

1. Библер, В. С. От наукоучения – к логике культуры: Два философских введения в XXI век. – М., 1990.

2. Бондырева, С. К. Субъект вуза и проблема субъектности в вузе // Субъект действия, взаимодействия, познания: психологические, философские, социокультурные аспекты. – М.; Воронеж, 2001. – С. 111-118.

3. Борытко, Н. М. Субъектность как ведущая идея гуманитаризации образования : лекция с презентацией в Power Point (43 слайда). [Электронный ресурс]. Версия 1.0. – M.: Центр дистанционного образования «Эйдос», 2005.

4. Вединяпина, В. А. Профессиональная культура учителя : учеб. пособие для студентов вузов. - М., 2003.

5. Выжлецов, Г. П. Аксиология культуры. – СПб., 1996.

6. Волкова, Е. Н. Субъектность педагога: теория и практика : дис. … докт. психол. наук. – М., 1998. – 308 с.

7. Головей, Л. А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости : дис. … докт. психол. наук. – СПб., 1996.

8. Данилова, М. М. Гуманитарный подход как принцип построения процесса развития профессиональной культуры будущих специалистов // Известия РГПУ. – 2008. – ¹ 1. – С. 87-97.

9. Ершова, Р. В. Комплексное изучение организованности как системного свойства личности : автореф. дис. ... докт. психол. наук. – М., 2009. – 364 с.

10. Знаков, В. В. Психология субъекта – новая методология понимания человеческого бытия // Ежегодник РПО: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 г.: В 8 т. – Т. 3. – СПб.: С.-Петербургский ун-т, 2003. – С. 467-470.

11. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Наука, 1980. – 304 c.

12. Никифоров, Г. С. Самоконтроль человека. – Л., 1989. – 192 c.

13. Проблема субъекта в психологической науке / отв. ред. А.В. Брушлинский, М.И. Воловикова, В.Н. Дружинин. – М.: Академический проект, 2000. – 320 c.

14.Суворова, Г. А. Психология деятельности : учеб. пособие. – М., 2003. – 176 c.


Просмотров: 724 | Добавил: x5443x | Теги: технология развития готовности к пр, готовность к деятельности, профессиональная культура | Рейтинг: 0.0/0
...




Copyright MyCorp © 2017