Пятница, 22.09.2017, 09:09
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » 2012 » Декабрь » 24 » Проблемы целенаправленности и структурированности банковской системы Российской Федерации в контексте экономической безопасности
14:48
Проблемы целенаправленности и структурированности банковской системы Российской Федерации в контексте экономической безопасности

В статье рассматриваются проблемы соответствия российской банковской системы принципам организации системы с точки зрения удовлетворения экономических интересов национальной экономики и повышения уровня экономической безопасности.

Т.Я. Красноперова*, Л.С. Пузыревский**

Проблемы целенаправленности и структурированности банковской системы Российской Федерации в контексте экономической безопасности

Экономическая безопасность банковской системы Российской Федерации как элемента национальной экономики зависит от степени координации их целей и рациональной структурированности элементов внутри банковской системы. В законодательных и нормативных актах российского банковского права до сих пор недостаточно четко и последовательно выражены цели и структура банковской системы, организация ее деятельности как элемента национальной экономики, что не может не отразиться на уровне экономической безопасности и степени адекватности деятельности банковской системы интересам национальной экономики.

Основная функция ЦБ РФ как одного из уровней банковской системы сформулирована в ст. 75 п. 2 Конституции РФ: «Защита и обеспечение устойчивости рубля, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти».

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» ¹ 86-ФЗ от 10 июля 2002 г. в ст. 3 и 4 определяет следующие цели Банка России: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

На наш взгляд, вышеуказанные цели, отражающие потребности субъектов национальной экономики, поставлены перед банковской системой в целом, т.к. они являются результатом практической деятельности субъектов второго уровня, а на ЦБ РФ возложена организация и координация процесса регулятивными методами. Цели Банка России (как и банковской системы) в законодательных документах не в полной мере отражают его предназначение как элемента национальной экономики. Например, для Федеральной резервной системы США поставлена цель поддержания роста американской экономики и предоставление адекватной страховки против рисков снижения роста. Подобная цель соответствующими методами могла бы достигаться и российской банковской системой.

Достижение цели банковской системой и, в частности, ЦБ РФ зависит от выбора способов ее достижения. Для ЦБ РФ защита и обеспечение устойчивости рубля заключается в снижении уровня инфляции и выгодном для экспортно-ориентированной экономики устойчивом курсе рубля. ЦБ РФ по причине зависимости экономики РФ от поступления экспортной выручки, считает одной из важнейших целей недопущение сильной ревальвации рубля. Для достижения этой цели ЦБ применяет следующие методы: стерилизация денежного предложения путем «замораживания» средств бюджета на счетах в ЦБ; сокращение кредитования правительства; уменьшение рефинансирования банков; увеличение нормативов обязательных резервов; привлечение средств банков на депозиты ЦБ и т.д.

Эти мероприятия способствуют управлению уровнем инфляции и сопровождаются формированием прибыли ЦБ, но вряд ли содействуют развитию отечественной экономики.

По нашему мнению, произошла подмена основной цели – содействия экономическому развитию государства – одним из инструментов достижения, что затрудняет проведение экономической политики в соответствии с нормами Конституции и законами РФ: эффект снижения инфляции может не компенсировать ущерба от замедления экономического роста. Как ни парадоксально, российские банки и ЦБ РФ как кредиторы не готовы к снижению уровня инфляции и повышению курса рубля, т.к. это влечет уменьшение доходов по активным операциям. Банк России должен выбирать комплекс мер, в наибольшей мере способствующий достижению фундаментальных целей социально-экономического развития методами, свойственными субъектам банковской системы. По мнению В.В. Геращенко, в России «инфляция не связана с количеством денег в обращении. Проблема – в отсутствии конкуренции» [1, с. 32].

Банк России должен самостоятельно определять целевые ориентиры, исходя из потребностей национальной экономики с учетом реальных возможностей. Фактически направление действий ЦБ РФ определяет исполнительная власть: в ежегодно разрабатываемом проекте денежно-кредитной политики ключевые макроэкономические параметры Банк России заимствует из документов Минэкономразвития, что нехарактерно для международной практики.

Сама по себе независимость элементов системы имеет негативное значение, но независимость, прямо пропорциональная ответственности, необходима любой системе. Независимость для ЦБ РФ имеет большое значение, т.к. в этом случае она может компенсироваться высокой степенью ответственности за эффективность управления банковской системой. В настоящее время ЦБ РФ фактически делит ответственность за результаты своей деятельности с государством, которое является собственником как ЦБ РФ, так и других крупнейших банков. Такая двойственность положения ЦБ РФ и государства, отсутствие необходимой иерархии целей макроэкономической политики приводит к низкой эффективности денежно-кредитной политики и снижению уровня экономической безопасности государства и банковской системы.

ЦБ РФ, обеспечивая устойчивость рубля и снижение уровня инфляции, законодательно закрепленные в качестве целей ЦБ РФ, превратился в механизм трансформации средств бюджета и российских банков в кредиты иностранным государствам посредством размещения в ценные бумаги иностранных эмитентов, получая при этом прибыль.

В ст. 3 Закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» ¹ 86-ФЗ от 10 июля 2002 г. особо оговаривается, что прибыль не является целью Банка России, т.е. субъективный аспект экономических интересов не является преобладающим. Но в то же время ст. 2 устанавливает, что «Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов», причем Налоговый кодекс РФ гл. 25 утвердил ставку на прибыль, полученную ЦБ РФ от осуществления деятельности, связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в размере 0 процентов.

Следовательно, Банк России имеет прямую материальную заинтересованность в большем объеме прибыли, получаемой в результате предпринимательской деятельности, т.к. «после утверждения годовой финансовой отчетности Банка России Советом директоров Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50 процентов фактически полученной им по итогам года прибыли. В соответствии со ст. 26 закона РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» ¹ 86-ФЗ от 10 июля 2002 г., оставшаяся прибыль Банка России направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения».

Наделенность полномочиями в сфере государственного управления банковской системой наряду с коммерческими операциями, сопровождающимися извлечением прибыли, необходимой для осуществления текущей деятельности, приводит к двойственности правового и финансово-экономического статуса ЦБ РФ. Противоречивое смешение объективной и субъективной стороны удовлетворения экономических интересов в сочетании с властными полномочиями по управлению банковской системой, частью которой является Банк России, безусловно, влияет на эффективность его деятельности по управлению банковской системой. Необходимо минимизировать коммерческую зависимость Банка России от результатов деятельности и формировать расходы Банка России по аналогии с другими бюджетными учреждениями федерального значения. В целях повышения эффективности управления банковской системой необходимо декоммерциализировать ЦБ РФ, перевести его на сметное финансирование и перечислять всю его прибыль в бюджет [2, с. 256–257].

В нормативных актах Правительства РФ и ЦБ РФ – заявлении Правительства Российской Федерации ¹ 1472п-П13 от 5 апреля 2011 г. и Центрального Банка Российской Федерации ¹ 01-001/1280 «О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года» и «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. ¹ 1662–р – неизменно выделяется фундаментальный принцип организации банковской системы РФ: двухуровневый характер структуры российской банковской системы. Второй уровень банковской системы РФ представлен кредитными организациями: коммерческими банками российского, иностранного или смешанного происхождения по участию в уставном капитале, а также небанковскими кредитными организациями.

Законом РФ ФЗ ¹ 395-1 от 2 декабря 1990 г. (в ред. от 11 июля 2011 г.) «О банках и банковской деятельности» ст. 1 закреплено, что (в отличие от ЦБ РФ) основной целью деятельности кредитных

организаций является извлечение прибыли. Предпринимательская природа субъектов второго уровня подтверждается тем, что создание кредитной организации осуществляется «на основе любой формы собственности как хозяйственного общества», т.е. заинтересованного в коммерческом результате своей деятельности. Не являются исключением и кредитные организации на основе государственной собственности, которые также получают прибыль как результат финансового посредничества.

Получение прибыли как результата предпринимательской деятельности системы или каждого ее элемента – это субъективная сторона удовлетворения экономических интересов. Наряду с ней существует объективная сторона экономических интересов банковской системы: соответствие деятельности целям системы более высокого уровня, в данном случае, национальной экономики. Если банковская система и ее элементы будут действовать только в собственных субъективных интересах, не сообразуясь с интересами национальной экономики, элементом которой является, то негативные результаты получит как национальная экономика, так и банковская система. Точно так же национальная экономика должна учитывать интересы банковской системы, в частности, потребность в средствах для кредитования субъектов национальной экономики, способствуя их развитию.

Поскольку законодательство не определяет иерархию целей национальной экономики и банковской системы, то получение прибыли как цели деятельности банка не соотнесено с различными видами кредитных операций. Отсюда неоправданно большое количество операций спекулятивного характера, в т.ч. банков, подконтрольных государству, и недостаточное внимание к кредитным операциям ЦБ РФ, приведшее к неразвитости кредита в России, столь необходимого экономике. «Государство практически ушло от регулирования кредитных отношений, передав функции перераспределения коммерческим банкам. Доктрину денежно-кредитной политики необходимо менять. Существующая модель – это тупиковый путь» [3, с. 25].

По нашему мнению, такая иерархия целей, где основной целью банка считается именно получение прибыли, тоже тупиковый путь. При равноправных условиях конкуренции целью деятельности банка должно быть удовлетворение субъектов национальной экономики качественными банковскими услугами. Чем выше качество услуг, ниже их себестоимость, шире ассортимент, тем больше прибыль как закономерный результат деятельности производителей банковских услуг. Та или иная система должна быть таким образом отрегулирована и управляться, чтобы результаты, в т.ч. прибыль, зависели от объема вклада каждого элемента в общий результат, но это может быть только при равноправных условиях конкуренции.

Безусловно, прав А. Симановский, зам. Председателя ЦБ РФ: «Добиться роста эффективности возможно, в том числе через модернизацию и изменение философии банковского дела» [4, с. 50].

В Российской Федерации на законодательном уровне государство нарушило приоритетность целей и переставило их местами (обеспечение потребителей качественными банковскими услугами и извлечение прибыли), определив в качестве основной цели для кредитных организаций «извлечение прибыли». На наш взгляд, причина в том, что государство до сих пор недостаточно освоило рыночные методы управления и не может обеспечить для всех банков одинаковые условия конкуренции при оказании банковских услуг. В условиях доминирования банков с государственным участием в уставном капитале остальные банки, не имеющие такой поддержки, прежде всего региональные, вынуждены в целях выживания заботиться в первую очередь о получении прибыли, порой любыми способами. Проблеме повышения качества услуг и их технологического совершенствования в мелких и средних банках за отсутствием средств уделяется недостаточно внимания.

Цель деятельности кредитных организаций второго уровня банковской системы, по нашему мнению, может быть определена в законодательных и нормативных актах следующим образом: обеспечение юридических и физических лиц качественными банковскими услугами, способствующими развитию национальной экономики, которое сопровождается получением прибыли.

Такая формулировка согласует экономические интересы банковской системы и национальной экономики, вследствие чего получаем единую цель, которой каждая подсистема достигает свойственными для нее методами и инструментами, что позволит повысить их экономическую безопасность. Отметим, что прибыль может быть получена в результате экономически целесообразной деятельности (превышения доходов над расходами).

Экономическая безопасность банковской системы зависит от четкой структурированности ее элементов и согласованности их деятельности. Структура банковской системы России построена по принципу иерархичности, т.к. цели, стоящие перед элементами структуры, находящихся на разных уровнях, различаются по степени значимости по отношению к надсистеме, т. е. национальной экономике. Банк России, цели которого в большей степени отражают цели национальной экономики как надсистемы, получает управленческие полномочия и ответственность за результаты деятельности всей системы. Нормативные акты Правительства РФ и ЦБ РФ выделяют двухуровневый характер структуры российской банковской системы как фундаментальный принцип организации, но при формулировании стратегии ее развития используют одновременно термины «банковская система» и «банковский сектор», что не одно и то же. О.И. Лаврушин считает, что банковской системе в ее современном состоянии более соответствует определение именно «банковский сектор», а не «система». «Финансовая и банковская системы, … характеризуя соединение совокупности элементов, представляют

собой некое целое, составленное из частей. Однако как финансовая, так и банковская система, действительно состоящая из определенных частей, в современном виде не выражает пока этого целого. Набор элементов не сформировался еще в полной мере, а главное, взаимодействие между ними не налажено. Финансовая и банковская системы пока не являются тем единым организмом, который может претендовать на завершенное образование и находится в стадии незавершенного строительства. Этим системам свойственна системная слабость. …Пока это не системы в строгом значении этого понятия, а соответствующие сектора экономики» [5, с. 51]. С точки зрения координации целей и экономических интересов национальная экономика и банковская система, действительно, пока не являются единым целым, что снижает уровень их экономической безопасности.

Банковская система может эффективно функционировать только при четком законодательном определении целей каждого уровня в отношении прибыли как одного из факторов удовлетворения экономических интересов в условиях рыночной экономики, а также элементов, составляющих второй уровень. Закон РФ «О банках и банковской деятельности» ст. 2 выделяет следующие элементы структуры банковской системы РФ: «Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков». Данное положение закона, на наш взгляд, требует уточнения по следующим причинам.

1. В РФ действуют филиалы и представительства российских банков, которые не вошли в перечень элементов банковской системы в отличие от филиалов и представительств иностранных банков.

2. Иностранные банки осуществляют свою деятельность на территории России фактически в основном в форме дочерних банков, которые в перечне элементов банковской системы отсутствуют. Деятельность иностранных банков в форме дочерних банков более предпочтительна для национальной экономики принимающей страны, в т.ч. для национальной банковской системы. В этом случае, в отличие от филиалов и представительств, дочерние иностранные банки являются плательщиками налогов в стране пребывания и действуют в соответствии с ее законодательством, следовательно, являются более полноценным элементом национальной экономики и банковской системы.

Наблюдается расхождение между фактическим состоянием и положением закона, разрешающим деятельность иностранных банков именно в форме филиалов и представительств и отражающим одно из условий вступления России в ВТО.

3. Отсутствует понятие «коммерческий банк» как основной элемент банковской системы, в то

время как в официальной отчетности ЦБ РФ о количестве и структуре кредитных организаций

последние подразделяются на банки и небанковские кредитные организации.

На основании вышеизложенного, предлагается следующая формулировка ст. 2 Закона РФ «О банках и банковской деятельности» (табл. 1).

Предлагаемая формулировка на законодательном уровне определит структурированность банковской системы, упорядочит ее субъектную организацию, что в конечном итоге будет способствовать повышению экономической безопасности как банковской системы, так и национальной экономики.

Список литературы

1. Банковское дело. – 2010. – ¹ 7.

2. Глазьев, С. Ю. Геноцид. – М.: Терра, 1988.

3. Лаврушин, О. И. Кредит и экономический рост // Банковское дело. – 2010. – ¹ 1 (193).

4. Симановский, А. Новые песни о главном // Аналитический банковский журнал. – 2011. – ¹ 5-6 (191).

5. Лаврушин, О. И. Финансовая и банковская системы в условиях инновационного развития экономики // Опыт реформирования финансовой и банковской систем России и Китая : сборник научных статей : в 2 ч. / под ред. М. А. Эскиндарова, М. А. Федотовой. – Ч. 1. – М.: Финакадемия, 2009.


Просмотров: 586 | Добавил: x5443x | Теги: принципы организации системы, банковская система, экономические интересы, структурированность, Экономическая безопасность, целенаправленность | Рейтинг: 0.0/0
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь