Суббота, 10.12.2016, 00:15
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » 2014 » Июль » 8 » Осуществление закупок товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий
21:40
Осуществление закупок товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий

Осуществление закупок товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ закупку у единственного источника можно осуществлять в том случае, если товары, работы или услуги относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Сферы деятельности субъектов естественных монополий обозначены в статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ (в ред. от 30.12.2012) "О естественных монополиях" <27>:

--------------------------------

<27> О естественных монополиях: Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ // Российская газета. N 164. 1995. 24 августа.

 

транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

транспортировка газа по трубопроводам;

железнодорожные перевозки;

услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

услуги по передаче электрической энергии;

услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

услуги по передаче тепловой энергии;

услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

захоронение радиоактивных отходов;

водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;

ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.

Для решения вопроса о том, что представляет собой транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, обратимся к пункту 2 Положения об определении тарифов на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам, утвержденного Приказом ФСТ РФ от 17.08.2005 N 380-э/2 <28>, где указано, что процесс перемещения нефти по магистральным трубопроводам (транспортировка нефти) включает в себя следующие основные операции:

--------------------------------

<28> Об утверждении Положения об определении тарифов на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам: Приказ ФСТ РФ от 17.08.2005 N 380-э/2 (зарегистрирован в Минюсте РФ 25.08.2005 N 6942) // Российская газета. N 203. 2005. 13 сентября.

 

- перекачку нефти по магистральному трубопроводу;

- выполнение заказа и диспетчеризацию поставок нефти;

- перевалку, слив/налив, прием/сдачу нефти.

Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2005 г. N 637 <29>:

--------------------------------

<29> О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи: Постановление Правительства РФ от 24.10.2005 N 637 (в ред. от 27.06.2013) // Российская газета. N 245. 2005. 1 ноября; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 01.07.2013.

 

- пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей);

- передача внутренней телеграммы;

- предоставление междугородного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных;

- услуга связи для целей эфирной аналоговой и эфирной цифровой наземной трансляции общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов с использованием средств связи, предназначенных для:

приема сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов);

передачи сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов) в эфир;

- услуга по объединению (формированию) цифровых сигналов вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов в единый цифровой сигнал с использованием средств связи, предназначенных для:

соединения сигналов телеканалов и (или) радиоканалов;

разъединения сигналов телеканалов и (или) радиоканалов;

сжатия сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов);

шифрования сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов);

дешифрования сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов);

вставки в сигнал (сигналы) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов) сигналов регионального наполнения;

вставки в сигнал (сигналы) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов) сигналов местного наполнения;

- услуга по доставке аналоговых и цифровых сигналов общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов до радиоэлектронных средств, предназначенных для передачи сигнала в эфир, с использованием:

средств связи, предназначенных для подачи сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов) на космический аппарат;

ресурса космического аппарата;

наземных радиорелейных линий связи;

наземных кабельных линий связи;

наземных волоконно-оптических линий связи;

средств выделения сигнала (сигналов) телеканала (телеканалов) и (или) радиоканала (радиоканалов);

- предоставление доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи;

- предоставление местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных (кроме таксофонов);

- предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа;

- предоставление внутризонового телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных.

Поскольку предоставление доступа к сети Интернет не относится к общедоступным видам связи - услугам естественных монополий, то заключать контракты с интернет-провайдерами по данному основанию нельзя.

В то же время заключение контракта, например, с ФГУП "Почта России" для целей пересылки внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) осуществляется по пункту 1 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ.

Как ранее указывалось в главе 1 настоящей работы, новеллой Федерального закона N 44-ФЗ является необходимость предварительного (не менее чем за пять дней) размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 2 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ.

Приведем пример такого извещения для заключения контракта по пункту 1 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ на почтовые услуги по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей):

 

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель

_______________

17 января 2014 года

 

Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по пункту 1 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 (в ред. от 28.12.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика

Заказчик - ___________

Место нахождения совпадает с почтовым адресом: ____________________

Адрес электронной почты контрактной службы - ______________________

Номер контактного телефона - ______________

Ответственное должностное лицо контрактной службы Заказчика - _________________

Краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальную (максимальную) цену контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке

Объект закупки - услуги общедоступной почтовой связи - пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 N 637 (в в ред. от 27.06.2013) "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи").

 

Место доставки корреспонденции Заказчику - ______________________

Место приемки корреспонденции от Заказчика - __________________

Сроки оказания услуг - с 23 января 2014 года по 31 декабря 2014 года.

Источник финансирования - _________________

Объем подлежащих оказанию услуг связи точно определить невозможно.

Цена единицы услуги определяется тарифами, утвержденными Приказом ФСТ России от 11.12.2012 N 380-с/10 (в ред. от 26.03.2013) "Об утверждении тарифов на услугу почтовой связи по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), предоставляемую ФГУП "Почта России" (зарегистрирован в Минюсте России 14.02.2013 N 27092):

 

ТАРИФЫ

НА УСЛУГУ ПО ПЕРЕСЫЛКЕ ВНУТРЕННЕЙ ПИСЬМЕННОЙ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ

(ПОЧТОВЫХ КАРТОЧЕК, ПИСЕМ, БАНДЕРОЛЕЙ), ПРЕДОСТАВЛЯЕМУЮ ФГУП

"ПОЧТА РОССИИ" <*>

 

--------------------------------

<*> Не приводятся.

 

Оплата оказания услуг будет осуществляться по цене единицы услуги, исходя из объема фактически оказанных услуг, в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, - фактически выделенных Заказчику на указанные услуги средств - _______________________ руб. ____ коп. (с учетом НДС).

Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ

По смыслу пункта 1 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ, статей 3 и 4 Федерального закона N 147-ФЗ "О естественных монополиях" контракт может быть заключен только с субъектом естественной монополии - хозяйствующим субъектом, занятым реализацией услуг общедоступной почтовой связи в условиях естественной монополии.

(Ограничение участия определяется способом закупки, при котором заказчик самостоятельно выбирает контрагента.)

Размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению, а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Федерального закона N 44-ФЗ

Требование обеспечения исполнения контракта не установлено. Требование к банковскому сопровождению контракта не установлено.

Для определения конкретных сфер, на которые распространяется действие статьи 4 Федерального закона "О естественных монополиях", необходимо обращаться к соответствующим подзаконным актам.

Например, в целях практического применения нормы о заключении контрактов с единственным исполнителем на оказание услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах нужно уточнить, что представляют собой "услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах".

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 г. N 293 "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.07.2009 N 599, от 21.04.2010 N 268, от 27.06.2013 N 543) <30> выделяются следующие Перечни услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах:

--------------------------------

<30> О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей: Постановление Правительства РФ от 23.04.2008 N 293 (в ред. от 27.06.2013) // Собрание законодательства РФ. 2008. N 17. Ст. 1887; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 01.07.2013.

 

ПЕРЕЧЕНЬ

УСЛУГ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В МОРСКИХ ПОРТАХ,

ЦЕНЫ (ТАРИФЫ, СБОРЫ) НА КОТОРЫЕ РЕГУЛИРУЮТСЯ

ГОСУДАРСТВОМ <*>

--------------------------------

<*> Не приводится.

 

ПЕРЕЧЕНЬ

УСЛУГ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РЕЧНЫХ ПОРТАХ,

ЦЕНЫ (ТАРИФЫ, СБОРЫ) НА КОТОРЫЕ РЕГУЛИРУЮТСЯ

ГОСУДАРСТВОМ <*>

--------------------------------

<*> Не приводится.

 

ПЕРЕЧЕНЬ

УСЛУГ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

ИНФРАСТРУКТУРЫ ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ, ЦЕНЫ (ТАРИФЫ,

СБОРЫ) НА КОТОРЫЕ РЕГУЛИРУЮТСЯ ГОСУДАРСТВОМ <*>

--------------------------------

<*> Не приводится.

 

ПЕРЕЧЕНЬ

УСЛУГ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

В ТРАНСПОРТНЫХ ТЕРМИНАЛАХ, ЦЕНЫ (ТАРИФЫ, СБОРЫ)

НА КОТОРЫЕ РЕГУЛИРУЮТСЯ ГОСУДАРСТВОМ <*>

--------------------------------

<*> Не приводится.

 

ПЕРЕЧЕНЬ

УСЛУГ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В АЭРОПОРТАХ, ЦЕНЫ

(ТАРИФЫ, СБОРЫ) НА КОТОРЫЕ РЕГУЛИРУЮТСЯ ГОСУДАРСТВОМ <*>

--------------------------------

<*> Не приводится.

 

На практике возникают сложности с заключением контрактов на те услуги, которые не поименованы в соответствующих перечнях, однако, по сути, должны оказываться вполне определенным исполнителем.

Простейший пример - техническое обслуживание (ТО) воздушных судов. Без осуществления определенных форм ТО воздушное судно не может взлететь.

В то же самое время техническое обслуживание не относится ни к одному из перечисленных услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, в частности не относится и к услугам по взлету-посадке воздушного судна.

Так, согласно пункту 3.1.1 Перечня и Правил формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации (утвержденных Приказом Минтранса России от 17 июля 2012 г. N 241 (в ред. Приказа Минтранса России от 22.07.2013 N 254)) <31>, сбор за взлет-посадку устанавливается за обеспечение посадки и вылета воздушных судов на аэродроме и/или посадочной площадке, включая:

--------------------------------

<31> Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации (вместе с "Перечнем и правилами формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации", "Правилами взимания рассчитанной на основе тарифов и сборов платы за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации") (зарегистрирован в Минюсте России 03.08.2012 N 25099): Приказ Минтранса России от 17.07.2012 N 241 (в ред. от 22.07.2013) // Российская газета. N 186. 2012. 15 августа; Российская газета. N 282. 2013. 13 декабря.

 

предоставление ВПП, рулежных дорожек, перронов;

светотехническое обеспечение аэродрома;

наземное поисково-спасательное обеспечение в районе аэродрома;

аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение в районе аэродрома;

орнитологическое обеспечение полетов в районе аэродрома;

управление движением воздушных судов на перроне (при наличии специализированного подразделения аэропортового комплекса);

предоставление места стоянки воздушному судну на аэродроме в течение трех часов после посадки для пассажирских и шести часов для грузовых и грузопассажирских сертифицированных типов воздушных судов при наличии грузов (почты), подлежащих обработке (погрузке и/или выгрузке) в аэропорту посадки;

организацию предоставления экипажам воздушных судов аэронавигационной информации при подготовке к полету (брифинг), включая:

предоставление экипажу воздушного судна аэронавигационной информации по аэродромам вылета, назначения, запасным и районам полетной информации (районам ОВД), через которые пролегает маршрут полета;

прием у экипажа воздушного судна или представителя эксплуатанта плана полета и передачу его по каналам связи органу ЕС ОрВД;

рассылку специальных сообщений, связанных с выполнением полета;

согласование переноса времени вылета, задержек рейсов и других оперативных вопросов и передачу соответствующей информации службам аэропорта.

Вместе с тем в Приказе Минтранса России от 17.07.2012 N 241 (в ред. от 22.07.2013) "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" упоминается и о техническом обслуживании:

"Тарифы за техническое обслуживание воздушного судна

4.17. Тарифы за техническое обслуживание воздушного судна по формам регламента

4.17.1. Тариф за обслуживание по форме А-1 (А-транзитной)

Тариф устанавливается за инженерно-авиационное обеспечение полетов воздушных судов по обязательному комплексу услуг, предусмотренных регламентом технического обслуживания по форме А-1 (А-транзитной) или другим формам регламента аналогичного назначения в зависимости от типа обслуживаемого воздушного судна (кроме отдельных (дополнительных) услуг, выполняемых по заявкам экипажей).

Тарифная ставка устанавливается на один нормо-час. Тариф устанавливается по типам воздушных судов на основе тарифной ставки и нормативной трудоемкости (количества нормо-часов) услуг, предусмотренной по указанной форме регламентом технического обслуживания по типам воздушных судов.

Плата определяется по установленному тарифу за каждое обслуживание по форме А-1 (А-транзитной) или другой форме регламента аналогичного назначения в зависимости от типа обслуживаемого воздушного судна.

Тариф за предоставление спецавтотранспорта и цена материалов, установленная отдельно в соответствии с законодательством Российской Федерации, в настоящий тариф не включаются".

Таким образом, наше государство в лице Министерства транспорта РФ фактически соглашается с тем, что раз воздушное судно оказалось в аэропорту, то предполагаются услуги по техническому обслуживанию не где-то, а именно в данном аэропорту.

Вместе с тем, поскольку техническое обслуживание воздушных судов не указано в Постановлении Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 г. N 293 "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей", то оно не рассматривается как услуга субъектов естественных монополий, поэтому оплачивать эти услуги заказчикам, работающим по Федеральному закону N 44-ФЗ, придется либо закупками "малого объема" (что при ограничениях использования пунктов 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ практически нереально), либо путем проведения конкурентных процедур - например, запросов котировок, электронных аукционов. Не удивительно, что в таких электронных аукционах будет, как правило, один участник (значит, федеральным заказчикам нужно будет дополнительно потратить 10 рабочих дней на согласование заключения контракта в Федеральной антимонопольной службе, заказчикам субъектов Федерации - в соответствующих контролирующих органах субъектов Российской Федерации).

Такое правовое регулирование ничего, кроме правового нигилизма, у заказчиков вызвать не может.

Если законодатель не считает сферу технического обслуживания воздушных судов сферой естественных монополий, если невозможно дополнить соответствующие Перечни, указанные в Постановлении Правительства РФ от 23 апреля 2008 г. N 293 "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" указанием на услуги по техническому обслуживанию воздушных судов, то целесообразно внести изменения в статью 93 Федерального закона N 44-ФЗ, указав отдельным (от услуг "естественных монополий") пунктом части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ на возможность закупки у "единственного источника" услуг по техническому обслуживанию воздушных судов.

Но пока соответствующие изменения в Закон не внесены, придется заказчикам проводить электронные аукционы на техническое обслуживание самолетов.

Подобные проблемы были и в период действия Федерального закона N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Автор в период работы начальником юридического отдела ФГБОУ ВПО СПбГУ ГА пыталась (в Санкт-Петербургском УФАС, в судах общей юрисдикции) доказать, что статья 4 Федерального закона "О естественных монополиях" не содержит четкой расшифровки перечня услуг в аэропортах и транспортных терминалах, что нет оснований для ограничительного толкования Постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 г. N 293 "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей", но убедить контролирующий орган и суды в возможности (законности) заключения контракта на техническое обслуживание воздушных судов с единственным исполнителем не удалось <32>.

--------------------------------

<32> Постановление Санкт-Петербургского городского суда от 21.10.2011 N 4А-1872/11.

Поскольку предоставление услуг на техническое обслуживание и сопровождение технической эксплуатации самолетов в перечень сфер деятельности субъектов естественных монополий не входят, размещение заказа у единственного исполнителя без проведения торгов не соответствует нормам статьи 55 Федерального закона "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", что влечет административную ответственность по части 2 статьи 7.29 КоАП РФ.

 

Налицо алогизм: заказчик - авиационный вуз (бюджетное учреждение) для организации летной практики студентов может заключить контракт на базирование (стоянку) воздушных судов, обеспечение взлета-посадки самолетов, хранение авиационного топлива, обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом с соответствующей организацией как с единственным исполнителем - субъектом естественной монополии, а на ТО (техническое обслуживание) воздушных судов должен провести конкурентную процедуру, при том что очевидно, что услуги по техническому обслуживанию нужны там же, где и услуги по взлету-посадке.

Говорить, что у нас в стране много организаций, которые оказывают услуги по техническому обслуживанию самолетов, можно. Но от того, что аэропортов в России немало, услуги по взлету-посадке, стоянке воздушных судов не уходят из сферы естественных монополий.

Очевидно, что помочь в этой ситуации может только законодатель путем внесения соответствующих изменений в нормативно-правовые акты.


Просмотров: 4877 | Добавил: x5443x | Теги: закупки, монополия | Рейтинг: 0.0/0
...




Copyright MyCorp © 2016