Понедельник, 25.09.2017, 05:41
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » 2012 » Декабрь » 25 » Опыт организации предметных олимпиад в военных вузах
13:47
Опыт организации предметных олимпиад в военных вузах

Предметная олимпиада в военном вузе раскрывается как активная творческая созидательная деятельность, как форма контекстного обучения, направленная на повышение качества образования курсантов. Пристального внимания заслуживает опыт всеармейских олимпиад. В условиях реформирования высшего военного профессионального образования и перехода на формирование профессиональных компетенций у курсантов становятся популярными олимпиады по педагогике. В статье раскрыты перспективы олимпиады по педагогике в военном вузе, условия эффективного их проведения.

Е.М. Рогожкина*

Опыт организации предметных олимпиад в военных вузах

Современная ситуация в системе военного профессионального образования характеризуется наличием предпосылок к повышению требований к качеству подготовки военных специалистов. Одним из основных принципов совершенствования образования в военных вузах является ориентация на развитие, нацеленность на перспективу. Важным условием успешной реализации этого принципа становится расширение системы фундаментальной подготовки, приоритетом которой являются знания, способствующие интеллектуальному развитию личности будущего военного специалиста и его адаптации к быстро изменяющимся условиям профессиональной деятельности. В данном случае есть определённый смысл обратиться к опыту олимпиадного движения в военных вузах.

Во-первых, в системе высшего образования предметные олимпиады являются одной из оптимальных форм интеграции учебной и внеучебной деятельности и развития творческой составляющей личности обучающегося.

Во-вторых, предметную олимпиаду в вузе рассматривают как форму контекстного обучения. В концепции контекстного обучения А.А. Вербицкого раскрыты перспективные подходы к совершенствованию процесса подготовки обучающегося в вузе, к которым отнесены и предметные олимпиады [1]. Под контекстным обучением понимают такое обучение, при котором осуществляется деятельностная реконструкция будущей профессиональной деятельности в формах учебной деятельности обучающихся. Контекстное обучение как активная форма организации учебной деятельности приближается к формам профессиональной деятельности, что облегчает процесс перехода от учения к труду.

В-третьих, олимпиадное движение в военном вузе способствует адекватному выбору средств и способов достижения высокого качества образования. В условиях динамичных изменений и кардинальных сдвигов в обществе система военно-профессионального образования оказывается не способной быстро и адекватно реагировать на происходящие перемены. Поэтому реформирование системы военно-профессионального образования в целях достижения ее качественного соответствия перспективам развития общества и страны требует инновационных подходов и нового научно-методического обеспечения направлений ее преобразования. Это обусловливает развитие образовательных технологий, становление и широкое развитие олимпиадного движения в военных вузах.

Таблица 1

Динамика участия военных вузов в олимпиаде по информатике

Пристального внимания заслуживают опыт всеармейских олимпиад, история развития этих олимпиад и анализ их результатов. В 2005 г. издано учебно-методическое пособие о всеармейских олимпиадах по математике в 1996-2005 гг. Учебно-методическое пособие содержит тексты задач и их решения. Книга рекомендуется преподавателям вузов для использования при подготовке к факультативным занятиям с курсантами, а также курсантам для самостоятельного изучения приемов решения олимпиадных задач по математике.

Свою историю развития имеют всеармейские олимпиады по военной истории. Как правило, олимпиады состоят из трех туров и конкурса капитанов и проводятся по 18-20 номинациям. Среди них: вооружение и военная техника российской армии; обеспечение отечественных войск; войны за национальную независимость и укрепление России; строительство отечественных Вооруженных сил; выдающиеся отечественные полководцы и военачальники; традиции российской армии; отечественное военное искусство; офицеры России; организация и структура отечественных войск; развитие военной мысли в России.

Каждый тур олимпиады включает от 10 до 30 вопросов, каждый из которых (в зависимости от уровня сложности) оценивается от 1 до 5 баллов. Также предлагаются творческие задания с максимальной оценкой.

Сегодня научно-техническое и культурное развитие общества невозможно себе представить без широкого использования информационных технологий. Сбор и хранение информации, решение сложных научных и инженерных проблем, автоматизация организационных и управленческих процессов, моделирование – принципиально новый способ деятельности, не имеющий аналогов в природе, и приобретение на этой основе новых знаний, эти и многие другие направления в деятельности человека и общества основываются на современных информационных технологиях.

Именно поэтому ежегодно, начиная с 2001 г., проводятся олимпиады по информатике среди военных вузов. В табл. 1 по годам представлены количество военных вузов и курсантов-участников олимпиад. Массовость участников объясняется не только принадлежностью вузов к «силовому» министерству. Главное – это открытое, объективное и понятное для курсантов-участников и преподавателей взаимодействие и общение на высоком уровне компетентности, которые представляют команды своих вузов, оценка результатов выступающих.

Анализ результатов олимпиады по информатике позволяет отметить неуклонный рост успеваемости курсантов по дисциплинам, при изучении которых используются средства вычислительной техники. Рост объясняется тем, что повышение уровня информационной подготовки, расширение кругозора и компьютерной культуры курсантов обусловливаются влиянием олимпиад по информатике на учебный процесс в целом (Афанасьевский Л.Б., Горин А.Н., Федорова О.Е.).

Организация обучения курсантов в военном вузе имеют специфику, которая так или иначе влияет на проведение олимпиад и их подготовку. При неизменности и сохранности устоявшейся в педагогике структуры образовательного процесса, в военном вузе имеются особенности, обусловливающие специфичность отношений и взаимодействия субъектов образовательной деятельности и совокупных субъектов, а также специфичность протекания учебного процесса и самостоятельной работы.

Курсант в военном вузе практически постоянно находится в коллективе своих согруппников и под присмотром командиров. В условиях постоянного взаимодействия с командирами возрастает интенсивность педагогического воздействия. Интенсивности педагогического процесса способствует в т.ч. и рациональное планирование и эффективное использование учебного и внеучебного времени. В рамках внеучебного времени жестко регламентирована самостоятельная работа. Регламентация выражается в ежедневной обязательности, делении на определенные временные промежутки, документальном закреплении и практическом осуществлении контроля со стороны педагогов и командиров. Участие курсантов в предметных олимпиадах создает для них особую ситуацию социального развития. Создавая условия для формирования у курсантов активной жизненной позиции, предметные олимпиады выполняют важнейшую функцию социализации.

Эта функция реализуется посредством интеграции учебной и внеучебной деятельности в образовательной среде вуза. Когнитивной основой данных видов деятельности выступают, субъективно и объективно, новые знания, полученные студентами и курсантами в исследовательской деятельности, которую они осуществляют как при выполнении творческих заданий олимпиады, так и в ходе работы над конкурсными исследовательскими проектами [2].

Таким образом, основными целями и задачами олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к поисковой и исследовательской деятельности, создание необходимых условий для обсуждения научных знаний. Олимпиады решают широкий круг задач современного образования. Участие курсанта в деятельности при подготовке к олимпиадам благотворно сказывается на развитии как профессиональных знаний, так и на развитии личности.

Предметные олимпиады необходимо рассматривать в качестве одного из основных направлений совершенствования процесса подготовки военного специалиста к творческой профессиональной деятельности на основе интеграции учебной и внеучебной деятельности.

Помимо этого, при подготовке к олимпиаде курсант приобретает:осознанность выбора и понимание личностной и общественной значимости своей будущей профессиональной деятельности; гражданскую зрелость; потенциал интеллектуальных и творческих способностей и готовность к его использованию; способность к творчеству в экстремальных условиях, готовность встречаться с профессиональными проблемами.

Организация предметных олимпиад в военных вузах осуществляется в соответствии с Положением об олимпиадах курсантов. Так, «Положение об олимпиадах и викторинах курсантов в Санкт-Петербургском военном институте ВВ МВД России», содержит следующие разделы.

1. Общие положения.

2. Подготовка к проведению олимпиады, викторины.

3. Порядок проведения олимпиады.

4. Порядок проведения викторины.

5. Порядок подведения итогов олимпиады, викторины и награждение победителей [3, с. 56–58]. «Олимпиады, викторины, конкурсы, диспуты проводятся с курсантами военного института в

интересах стимулирования развития их творческой активности и определения уровня знаний по учебным дисциплинам. Они могут быть различного масштаба: от всероссийского до кафедрального, и даже до уровня класса или учебной группы. Олимпиады могут проводиться по одной или нескольким дисциплинам одновременно, с разносом по времени, в одной или нескольких аудиториях» [4, с. 31].

Достаточно интересен и достоин обобщения опыт проведения олимпиад кафедрой иностранных языков Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. Так, в 2010 г. для курсантов организована и проведена олимпиада по иностранным языкам (английскому и немецкому) – «Лучший в профессии». Курсанты Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России принимали активное участие в олимпиадах по иностранным языкам (английскому и немецкому), посвященным 65-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. 3 марта 2010 г. олимпиада проводилась в Санкт-Петербургском высшем военном училище радиоэлектроники под девизом «Живи и помни тех, кто защищал Отечество свое». 14 марта 2010 г. олимпиада успешно прошла в Санкт-Петербургской ВКА имени А.Ф. Можайского.

В условиях реформирования высшего военного профессионального образования осуществляется переход на формирование профессиональных компетенций у курсантов, причём процесс их творческого развития и саморазвития должен протекать при непосредственной активности в разных видах образовательной деятельности в военном вузе. На первый план выдвигается проблема обновления содержания, форм и методов подготовки выпускников к реализации образовательных задач в процессе непрерывного образования – учения длиною в жизнь (Lifelong Learning). В этой связи становятся популярными олимпиады по педагогике.

Педагогическая олимпиада – интегрированная форма профессионально-творческой деятельности, способствующая развитию педагогической техники, профессиональных умений,

позволяющая оценивать уровень педагогического творчества и владения педагогическими компетенциями. Олимпиада позволяет участникам проверить и критически оценить свои возможности, определиться в выборе дальнейших путей образования, самообразования и саморазвития. Приоритетная цель предметной олимпиады по педагогике: совершенствование качества подготовки специалистов для профессий группы «человек-человек» и повышение интереса к педагогической деятельности, развитию педагогической компетенции. В образовательной практике накоплен достаточно богатый опыт организации и проведения педагогических олимпиад, который необходимо адаптировать в образовательную среду военного вуза.

Предметная олимпиада по педагогике может быть перспективным направлением интеграции внеучебной и учебной деятельности курсантов военных вузов и создать условия для проявления и развития личностных и профессиональных качеств будущих офицеров. Предметные олимпиады по педагогике в военном вузе позволят обозначать важные аспекты воспитательной деятельности офицеров с личным составом, раскрывают новые возможности повышения уровня педагогической подготовки курсантов. Выпускники военных вузов должны демонстрировать определенные уровни владения такими педагогическими компетенциями, как умение выделять проблему, ее противоречия, причины возникновения и формулировать их в педагогических категориях, использовать имеющиеся педагогические знания в новой ситуации, уметь анализировать педагогические ситуации из образовательной среды военного вуза, грамотно аргументировать свою точку зрения, владеть методами и приемами урегулирования взаимоотношений в воинском коллективе.

Участие в предметной олимпиаде по педагогике для курсантов – это возможность:

– получить новые знания, необходимые для оптимального взаимодействия в военно-социальной среде военного вуза;

– подготовиться к сдаче экзаменов и зачетов по педагогическим дисциплинам;

– приобрести опыт обсуждения педагогических ситуаций;

– определить и развить свои способности и интересы;

– формировать у себя педагогическое мышление;

– самореализоваться;

– развить коммуникативные умения;

– проявить себя во внеучебной деятельности при подготовке к олимпиаде;

– повысить свой статус (авторитет) в глазах курсантов и преподавателей военного вуза.

Эффективность и результативность предметной олимпиады по педагогике в военном вузе находятся в прямой зависимости от соблюдения определённых условий:

– олимпиады должны стимулировать и развивать у курсантов познавательный интерес к изучению педагогических дисциплин;

– олимпиадные задания должны носить практический характер (курсанты должны научиться применять знания, полученные в рамках учебно-служебной и практической деятельности, в образовательной среде военного вуза, в нестандартных ситуациях);

– в процессе подготовки к олимпиаде необходимо стимулировать стремления курсантов к получению новых знаний по педагогике и самообразованию.

Кроме этого, олимпиады должны охватывать широкий спектр форм и видов, способствующих развитию общекультурных, универсальных и педагогический компетенций, необходимых будущему офицеру. Каждая олимпиада должна решать задачи развития военно-профессиональных качеств будущего офицера и подготовки к работе с личным составом.

Ещё одним важным условием эффективности предметных олимпиад по педагогике является привлечение к проведению адъюнктов, обучающихся по педагогическим научным специальностям.

У предметных олимпиад по педагогике в военном вузе хорошие перспективы. В данном случае мы исходим из того, что новой формой проведения педагогических олимпиад является олимпиада аспирантов. Полезно адаптировать данную форму для адъюнктов, особенно при подготовке офицеров к научно-педагогической деятельности и защите диссертаций по педагогическим специальностям. В таком случае идеи педагогической олимпиады должны воплощаться на принципах преемственности между изучением педагогики курсантами в военном вузе и в адъюнктуре, готовящей кадры высшей квалификации для научно-педагогической деятельности.

Список литературы

1. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. – М.: Высшая школа. – 1991. – 204 с.

2. Современные тенденции и направления развития олимпиадного движения по теоретической механике : материалы докладов общероссийской конференции / под ред. А.И. Попова. – Ч. 1. – Тамбов, 2003.

3. Организационно-методические материалы совета военно-научного общества курсантов. – СПб.: Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, 2000.

4. Положение по организации научной деятельности Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. – СПб.: Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, 2008.


Просмотров: 1311 | Добавил: x5443x | Теги: олимпиада по педагогике, предметные олимпиады в военных вуза, предметные олимпиады как интеграция | Рейтинг: 0.0/0
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь