Суббота, 24.06.2017, 21:49
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » 2013 » Январь » 7 » МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИИ НАУКИ И ТЕХНИКИ
14:10
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИИ НАУКИ И ТЕХНИКИ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИИ НАУКИ И ТЕХНИКИ

В современном обществе наблюдается возрастание роли научной дея­тельности во всех сферах социальной и культурной жизни. Современный высо­коквалифицированный специалист должен иметь представление об основных исторических, философских, теоретических проблемах науки. В статье рассматриваются методологические аспекты научного исследования.

Одним из важных современных процессов является возрастание роли научных знаний в обществе. Наука - это социально-когнитивная деятельность по производству нового знания, которая должна обладать такими знаниями, как объективность, определённость, эмпирическая и теоретическая обосно­ванность, проверяемость, системность и общезначимость. Непосредственно наука дана как совокупность моделей частных фрагментов мира и деятельность по построению таких моделей [1, с. 60]. В научном исследовании методология является важной составляющей в развитии науки. Понятие «методология» имеет два основных значения: во-первых, эта система определённых способов и приёмов, применяемых в той или иной сфере деятельности, во-вторых - учение об этой системе, общая теория метода [2, c. 282]. Методология является синтезом онтологии, гносеологии, семиотики и логики. Методология теснейшим образом связана с историей науки. Роль методологии в этой совокупности так велика, что вся она представляется как двуединство теории и метода [3, с. 133]. Методология содержит в себе знание не о структуре того или иного объекта, а сведения о процессе становления знаний в результате деятельности познающего субъекта.

В качестве одного из главных принципов, обеспечивающих получение значимых результатов в научном познании, методология выделяет принцип развития. Он исходит из признания непрерывного изменения, преобразования и развития всех предметов и явлений действительности, их перехода от одних форм и уровней к другим. Принцип развития тесно связан с историческим подходом, который является методологическим выражением саморазвития действительности в плане её направленности по оси времени в виде целостного непрерывного единства таких временных периодов, как прошлое, настоящее и будущее. Данный принцип включает в себя требования изучения настоящего, современного состояния предмета исследования, реконструкцию прошлого, т.е. рассмотрение генезиса, возникновения последнего и основных этапов его исторического движения, предвидение будущего, прогнозирование тенденций дальнейшего развития предмета. Принцип развития связан с применением таких понятий, как «процесс», «функционирование», «изменение», «развитие», «регресс», «прогресс», «эволюция» и т.д. Принцип развития учитывает законы диалектики: развитие путём становления и разрешения внутренних проти­воречий, действие в процессах развития механизма перехода количественных изменений в качественные. Принцип детерминизма исходит из признания возможности чёткого определения всех происходящих в мире процессов, существования всеобщей причинной обусловленности, закономерности, направленности всех явлений природы и общества. Он нацеливает исследователей на поиск глубинных, скрытых причин явлений. Принцип системности исходит из того, что весь мир есть множество соединённых между собой элементов, образующих определённую целостность. Методологические требования, вытекающие из этого принципа, связаны со структурно-функциональным подходом к исследованию. Предполагается выявление основных элементов объекта исследования, определение роли каждого из элементов, установление субординации частей изучаемой системы, а также изучение тех конкретных функций и задач, которые выполняет данный элемент в системе. Важное место отводится системной организации самого процесса исследования, сочетающего в себе гносеологические, аксиологические подходы к исследованию процесса. В качестве важнейшего инструмента познания используется приём типологизации, классификации частей из которых состоит объект исследования.

Принцип объективности нацелен на обеспечение правильного понимания характера отношений между объектом и субъектом в процессе познания. Данный принцип исходит из чувственно-предметной деятельности (практики) во всем её объёме и развитии, из фактов в их совокупности и умении выражать логику вещей в логике понятий. Применение принципа объективности позволяет рассматривать предмет в соответствующем социокультурном контексте, в рамках определённых мировоззренческих ориентации.

Принцип всесторонности требует от исследователя учёта в процессе познания всех связей, всех отношений, всех свойств предмета, изучение в чистом виде каждой из сторон предмета. Принцип всесторонности обеспечивает реализацию принципа системности, так как система – это совокупность вещей, их отношений и свойств. Принцип практики, преобразовательной деятельности людей, нацелен на должное заключение всего процесса познания. Данные методологические принципы носят всеобщий, общенаучный характер. Они применимы в любой сфере научной деятельности. С применением этих принципов связаны дальнейшие перспективы развития науки.

История технических наук - это органическая часть истории науки. Историческое исследование становления и развития технических наук в структуре совокупного научного знания требует построения концепции технического знания и технической науки на основе исследований в области методологии науки и истории науки.

Список литературы

1. Чусов А.В. О перспективах развития методологии науки: моделирова-ние, объективизация, общая структура метода // Вопросы философии. 2012. № 1. С. 60-70.

2. Джегутанов Б., Стрельченко В., Балахонский В., Хон Г. История и фило­софия науки. Спб.: Питер, 2006. 368 с.

3. Островский Э.В. История и философия науки. М.: Юнити, 2007. 160 с.


Просмотров: 1563 | Добавил: x5443x | Теги: типологизация, онтология, принцип объективности, гносеология, методология, аксиология, история науки | Рейтинг: 5.0/2
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь