Четверг, 23.02.2017, 08:27
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » 2012 » Декабрь » 23 » М.В. Ломоносов – историк нашей Родины (к 300-летию со дня рождения)
00:17
М.В. Ломоносов – историк нашей Родины (к 300-летию со дня рождения)

В статье показано становление М.В. Ломоносова как ученого-историка, овладение им передовой для своего времени методологией. Это позволило ему заложить научные основы прогрессивной русской историографии и наметить пути развития исторической науки в России.

В.П. Сидоренко*, П.Д. Николаенко**, А.В. Панфилец***

М.В. Ломоносов – историк нашей Родины (к 300-летию со дня рождения)

Михаил Васильевич Ломоносов был ученым-энциклопедистом и неутомимым организатором исследований и просветительской работы. Он посвятил всю свою жизнь развитию науки, борьбе за практическое применение знаний на благо своей Родины.

Мастер экспериментальной науки, М.В. Ломоносов совершил настоящий подвиг и в области гуманитарных дисциплин. Он заложил основы современного русского языка и был превосходным исследователем истории своего народа.

Восхищенный широтой его научного диапазона и всеобъемлющим талантом, А.С. Пушкин писал: «…Ломоносов обнял все отрасли просвещения… Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и во все проник: первый углубляется в истории Отечества, утверждает правила общественного языка его, дает законы и образцы классического красноречия, с несчастным Рихманом предугадывает открытие Франклина, учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художества мозаическими произведениями и, наконец, открывает нам истинные источники нашего поэтического языка» [11, с. 25].

Ломоносов был основоположником и зачинателем исторической науки в нашей стране. Он дал науке истории то патриотическое и демократическое направление, по которому она развивается и в современных условиях. Он поставил проблемы, многие из которых не потеряли своей актуальности в наши дни.

От Ломоносова, с середины XVIII в. ведет свою родословную антинорманское направление русской историографии. Ее отличительными чертами являются органическое сочетание научности, патриотизма, демократических тенденций и уважение к истории других стран и народов.

На написание истории России у Ломоносова, по его признанию, ушло 12 лет. Два года ушло на сбор материала. Ломоносов даже обращался с просьбой к Шувалову, чтобы ради занятий историей его перевели из Академии наук в Иностранную коллегию, где находились госархивы.

Только выписки составили 653 разных заметки на 15 листах (после смерти ученого черновые записи были безвозвратно утрачены) [7, с. 309].

К сожалению, массовому читателю известен Ломоносов – одописец, химик, физик, и немногие знают, что он был большим знатоком своего народа и автором превосходных работ по истории России.

Начало научной деятельности профессора химии Ломоносова в области истории относится ко второй половине 40-х гг. XVIII в. Первой исторической работой Ломоносова был его отзыв по поводу комиссара Петра Крекшина с историком-археографом Миллером, датируемый летом 1747 г.

В 1746 г. дворянин Крекшин подал в Сенат составленное им «Родословие великих князей, царей и императоров Всероссийских», в котором доказывал прямое происхождение династии Романовых от Рюриковичей. Сенат отослал работу Крекшина в Академию наук на отзыв Миллеру, который высказал ряд замечаний по генеалогическим таблицам историка-любителя. Крекшин, в свою очередь, вступил в спор с ученым-историком.

Для пресечения спора весной 1747 г. была создана комиссия в составе профессоров М.В. Ломоносова, В.К. Тредиаковского и Ф.Г. Штрубе де Пирмон.

В споре Крекшина с Миллером М.В. Ломоносов проявил свойственную ему научную принципиальность, приверженность к истине и обнаружил большую историческую начитанность.

Первая проба сил в доселе новой для М.В. Ломоносова отрасли знаний оказалась для него успешной. Весной 1748 г. при Академии наук учреждается особое Историческое собрание, которому поручалась апробация всех трудов по истории и другим гуманитарным наукам. В числе прочих профессоров его членом был назначен М.В. Ломоносов.

В год создания Исторического собрания в нем разразилась дискуссия об оценке действий Ермака в Сибири (1582–1585 гг.).

Ломоносов на утверждения историка Миллера о том, что Ермак «грабежу или разбою, чинимого от людей своих в Сибири, не почитал за прегрешение», заметил, что коль он своими завоеваниями содействовал увеличению могущества России, то говорить о нем следует с уважением. Поддержанный другими академиками, Ломоносов предложил «выключить» те рассуждения о Ермаке, которые «с нескольким похулением написаны» [13, с. 21–35].

В начале 1749 г. М.В. Ломоносов вел переписку с В.Н. Татищевым по поводу его «Истории Российской» (5 томов), которую он читал в рукописи и, по просьбе автора, написал посвящение к первому тону фундаментального труда крупнейшего историка первой половины XVIII в.

В этом же году М.В. Ломоносов включился в знаменитую полемику с петербургскими норманистами, историками так называемой немецкой школы, трудившимися в Академии наук России в XVIII в. (Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер и А.Л. Шлецер).

В споре с норманистами, в частности, с Миллером, Ломоносов доказывает древность пребывания славян в Европе и славянскую природу русской государственности. Русский ученый правильно определил географию расселения восточных славян: западная граница славянского мира проходит по реке Эльбе, восточная – бассейн рек Дона и Оки, южная граница упирается в Черное море и реку Дунай, а северная простирается до южных берегов Балтийского моря, до реки Двины и Белозера.

М.В. Ломоносов доказывает, что имя «россы» появилось до варягов и независимо от них, что «российский народ был за многое время до Рюрика» [7, с. 28]. Он считал, что на юго-восточных берегах Балтийского моря жило якобы славянское племя, именуемое варяги-русь, к которому принадлежал Рюрик с братьями, хотя он и имел скандинавское имя.

Эти доводы Ломоносова не выдержали испытания временем и не признаны современной исторической наукой. Но важно другое. М.В. Ломоносов был ярым противником норманнской теории о происхождении русского народа и российской государственности и явился основоположником антинорманизма. Его суть заключается в отрицании варяжского фактора в возникновении и становлении российской государственности.

Началом борьбы с норманизмом в русской исторической науке послужило выступление М.В. Ломоносова по поводу диссертации Миллера «Происхождение имени и народа российского». Книга официального историографа Российского государства, каким считался по должности Миллер, была написана с позиций крайнего норманизма. Основываясь на трудах родоначальника норманизма Байера, Миллер пытался доказать, что варяги «уже за много веков до Рюрика подчинили Русь своей власти», что термин «Русь» скандинавский, принятый славянами от завоевателей – варягов или норманнов [13, с.21–35].

Политический смысл норманской теории ясен. Славяне – второсортный народ, не способный к самостоятельному историческому развитию. По Байеру- Миллеру выходит, что восточноязычные славяне из состояния дикости были выведены пришельцами варягами-норманами, которые образовали Древнерусское государство и играли руководящую роль в его жизни.

М.В. Ломоносов по поручению Канцелярии Академии в числе других профессоров проверил диссертацию Миллера и подверг ее серьезной критике во время публичного обсуждения в Историческом собрании. Дискуссия началась 23 октября 1749 г. и закончилась 8 марта 1750 г., заняв 29 заседаний.

Речь Миллера не выдержала экзамена. Она была признана негодной, и Канцелярия Академии постановила: «…оную диссертацию совсем уничтожить» (до этого было решение хранить ее «до указа за печатью в архиве») [3, с. 30–35].

В итоге дискуссии Миллер был оштрафован понижением чина – разжалован из профессоров в адъюнкты.

В ходе научного спора с норманистами у Ломоносова созрела мысль самому взяться за написание истории России. В 1758 г. он представил рукопись лишь первого тома (1-й и 2-й « части плана») своего труда, который был опубликован уже после смерти автора (1766 г.) под названием «Древняя Российская история».

Ломоносов в своей основной работе различает в русской истории периоды становления, роста, упадка и нового, более высокого подъема. И в связи с этим историю России он делит на шесть периодов:

1-й период – век древний до Рюрика (VI в.–862 г.). Ему посвящена 1-я часть «Древней Российской истории», в которой доказывается, что создателями Киевского государства являлись не скандинавские завоеватели, а местные, в основном славянские и отчасти чудские (угро-финские) племена.

2-й период – от признания Рюрика до смерти Ярослава I (Мудрого) (862–1054 гг.). Ему посвящена 2-я часть «Древней Российской истории».

3-й период – до нашествия Батыя (1054–1236 гг.).

4-й период – до княжения Ивана III (1462 г.).

Ломоносов выделил этот период в соответствии с утверждением, нарушением и восстановлением политического единства («самодержавства») и успехами Руси в борьбе против иноземных захватчиков.

5-й период – от царствования Ивана IV до смерти Федора Алексеевича (1533–1682 гг.), характеризующийся усилением Русского государства, в связи с присоединением новых народов на востоке и западе страны.

6-й период – от Петра I до Елизаветы Петровны (1682–1761 гг.) – превращение России в могучую европейскую державу на основе начавшегося просвещения российского народа. Выдвинутая Ломоносовым теория славяно-чудского происхождения Древней Руси была принята позднейшей историографией.

Поднявшись до материализма в области естествознания, Ломоносов оставался на идеалистических позициях рационализма в области истории, объяснял общественные явления идейными побуждениями людей.

«Древняя Российская история» М.В. Ломоносова была первым печатным ученым трудом по русской истории, основанном на изучении и сопоставлении различных известных тогда первоисточников. Она долгое время сохраняла значение учебного пособия по русской истории, которым пользовалось грамотное население. В то же время «Древняя Российская история» М.В. Ломоносова была первым оригинальным исследованием ученого антинорманиста [5, с. 53–109].

Перу М.В. Ломоносова принадлежит еще одна работа – «Краткий Российский летописец с родословием», которая была написана в 1759 г. и издана отдельной книгой в 1760 г. В «Летописце» содержится краткая русская история, перечисляются князья и цари от Рюрика до Петра I. Сочинение должно было служить учебным пособием для шестилетнего цесаревича Павла, будущего императора Павла I [6, с. 69–75].

Спрос на книгу «Летописец» был велик. За небольшой срок он выдержал три издания на русском языке, был переведен на немецкий язык. После смерти автора появился английский перевод и дважды повторялись издания немецкого перевода.

Особое внимание М.В. Ломоносов уделял периоду правления Петра I. Кропотливо собирая материалы о нем, ученый намеревался довести курс русской истории до первой четверти XVIII в. Однако русская царица Елизавета Петровна поручила написание истории о Петре Великом известному французскому философу Вольтеру. По решению Академии самое живое участие в сборе материала для Вольтера принимал М.В. Ломоносов. Он бескорыстно оказывал Вольтеру посильную помощь, хотя и чувствовал себя незаслуженно обиженным. Например, ломоносовское описание стрелецких бунтов было положено Вольтером в основу соответствующих глав окончательного текста книги [1, с. 30–64].

В конце 1759 г. в Женеве был издан первый том «Истории Российской империи при Петре Великом» (русский текст книги Вольтера имеется в Российской Национальной библиотеке в Санкт-Петербурге). Но труд Вольтера в Петербурге был принят более чем прохладно. Он вызвал досаду и недоумение из-за того, что как выяснилось, Вольтер сознательно не воспользовался доброй половиной присланных ему материалов и не учел, по крайней мере, трех четвертей замечаний петербургских критиков (пробные печатные экземпляры Вольтер отправил в Петербург на просмотр). А ведь, чтобы возбудить в нем «охоту к отчетливому исполнению такого труда», Вольтеру послали вперед от имени ее императорского величества подарки великой цены. Полное собрание изображений русских людей, выбитых на золоте, значительный запас дорогих мехов из отборных соболей, черных и голубых лисиц и прочее, которые даже в России оценивались в несколько тысяч рублей [10, с. 759].

От Вольтера требовали переделки книги, но ее не последовало. В результате были допущены досадные ошибки. Так, в книге утверждается, что Иван Грозный освободил Россию от монгольского ига (вместо Ивана III – 11 ноября 1480 г.). А заявление Вольтера, что Киев построили византийские императоры, вообще вызвало резкое возражение М.В. Ломоносова.

Книга получилась скороспелой и поверхностной, не оказавшей сколько-нибудь заметного влияния на литературу о Петре I. Однако нельзя забывать, что это был первый труд о Петре I, написанный иностранцем в благожелательном для России тоне. Книга знакомила западноевропейского читателя с Россией, прославляла Петра I и его деяния.

К перечисленным работам М.В. Ломоносова по истории России непосредственно примыкает его выступление «Слово похвальное Петру Великому» произнесенное на публичном акте Академии наук 26 августа 1755 г. В этой речи дается оценка деятельности Петра I и петровским преобразованиям. М.В. Ломоносов полагал, что лучшей формой государственной власти для России является «просвещенный абсолютизм» [2, с. 91–103].

В заключение заметим, что исторические сочинения Ломоносова оценивались по-разному. В дореволюционной историографии широкое распространение получила точка зрения российского историка С.М. Соловьева (1820–1879 гг.), который считал Ломоносова зачинателем литературного направления в историографии, характеризующегося преобладанием риторического момента над научным.

Советские исследователи Б.Д. Греков, М.Н. Тихомиров, Л.В. Черепнин, М.Т. Белявский, М.А. Алпатов доказали, что Ломоносов был крупным ученым в области истории [14, с. 9–37].

В настоящее время в стране проходят торжества по случаю 300-летия со дня рождения М.В. Ломоносова. Исторически сложилось так, что первый юбилей Ломоносова отмечался в столетнюю годовщину со дня его смерти (1865 г.). Академия наук намеревалась отпраздновать юбилей достаточно скромно, ограничившись лишь торжественным заседанием. Но желание отметить юбилей Ломоносова возникло и у представителей русской общественности. В марте 1865 г. группа петербургских

литераторов во главе с поэтом Аполлоном Майковым обратилась к главе МВД с прошением о разрешении проведения юбилейных мероприятий. В представленной программе предлагалось:

– устроить поминальное богослужение в Александро-Невской лавре и на могиле Ломоносова;

– провести по подписке (т.е. с предварительной записью желающих в нем участвовать и с внесением ими денег) обед в зале Дворянского собрания;

– организовать сбор средств на учреждение двух Ломоносовских стипендий: в Московском университете и в Московской духовной академии, преемнице Славяно-греко-латинской академии;

– на создание юбилейной медали и премии «За лучшее сочинение о Ломоносове для простого народа, из которого бы русский простолюдин мог ясно уразуметь, до какой степени он может подняться при … энергетическом стремлении к самообразованию»;

– устроить спектакль в Мариинском театре;

– учредить «Ломоносовское общество любителей русской словесности и науки».

Император Александр II утвердил «Прошение», отменив в нем лишь последний пункт программы празднования.

Юбилейные мероприятия в честь памяти Ломоносова прошли во многих городах России и, особенно в Архангельской губернии.

По призыву Святого Синода прошли поминальные богослужения во всех храмах страны, а в Петербурге такое богослужение было отмечено особой торжественностью. На могиле Ломоносова также было совершено богослужение и провозглашена ему вечная память.

Юбилей Ломоносова в Академии наук был отмечен 6 апреля торжественным заседанием, на котором присутствовало около тысячи человек, такие же заседания состоялись в Московском университете и в Обществе любителей российской словесности.

Юбилей Ломоносова был отпразднован еще, по меньшей мере, в 25 городах страны. Особенно торжественно и многолюдно он был отмечен на родной земле Ломоносова. Начавшись 5 апреля божественной литургией в Куростровской церкви, в которой крещен Ломоносов, и речами о его жизни и заслугах, празднование переместилось в Архангельск. Здесь 6 апреля в Архангельском кафедральном соборе прошла божественная литургия. Затем на площади города была провозглашена в присутствии многочисленных представителей всех сословий и учащихся учебных заведений города вечная память всему царствующему дому, Святому Синоду и, наконец, «отцу русского слова и русской науки» М.В. Ломоносову.

В одном из выступлений было сказано о прошении на высочайшее имя разрешить подписку на сооружение памятника Ломоносову в родной его деревне.

Юбилей Ломоносова 1865 г. стал по существу первым в нашей истории праздником культуры и науки [8, с. 14–47].

К празднованию 200-летней годовщины со дня рождения Ломоносова Академия наук начала готовиться еще в апреле 1909 г. Была создана Юбилейная комиссия. Ее председателем стал непременный секретарь Академии наук академик С.Ф. Ольденбург. В составленной программе намечалось закончить издание сочинений Ломоносова, подготовить ряд научных сборников, создать словарь языка Ломоносова и многое другое.

Кроме того, предполагалось устроить при Академии наук юбилейную выставку, учредить Ломоносовский институт и соорудить между Университетом и Академией наук памятник Ломоносову. Были объявлены премии за ученое жизнеописание Ломоносова и за сочинения, освещающие его деятельность в различных областях знаний.

Юбилейные торжества в честь 200-летия со дня рождения М.В. Ломоносова прошли в основном в ноябре (7 и 8) 1911 г.

8 ноября в зале Дворянского собрания состоялось торжественное заседание Академии наук.

Из намеченных Юбилейной комиссией мероприятий неудача постигла идею создания Ломоносовского института и установление памятника М.В. Ломоносову.

Следующий, 250-летний, юбилей Ломоносова был отпразднован уже в советское время, в 1961 году. Все массово-политические мероприятия были наполнены неумеренным восхвалением Ломоносова, превращением его в материалиста, почти атеиста и т.п. [9, с. 3–12].

Вместе с тем нельзя не отметить, что и этот, и последовавший в 1986 г. юбилеи Ломоносова удалось выполнить многое из программы 1911 г.

Так, в частности, на Менделеевской линии в Санкт-Петербурге (тогда еще Ленинграде) был воздвигнут памятник Ломоносову, создана «летопись жизни и творчества М.В. Ломоносова», к 1983 г. закончено издание 11 томов полного собрания сочинений, издан ряд книг, посвященных различным направлениям творчества Ломоносова. Проведена большая работа по пропаганде его жизни и творчества. В этом деле заметную роль сыграл, открытый в 1949 г. Музей М.В. Ломоносова.

Будем надеяться, что трехсотлетний юбилей Ломоносова вызовет новую волну интереса к великому русскому ученому, поэту, просветителю и патриоту России.

Из сказанного следует, что Михаил Васильевич Ломоносов был вооружен знанием всех доступных тогдашнему историку источников, правильно понимал место и долг историка по отношению к своему народу и владел передовой для своего времени методологией. Это позволило ему заложить научные основы прогрессивной русской историографии. Наметить пути развития исторической науки в нашей стране.

По многим вопросам М.В. Ломоносов значительно опередил не только современную и зарубежную историческую науку, но и историографию XIX в.

Читать дальше


Просмотров: 621 | Добавил: x5443x | Теги: Ломоносов, История, Миллер, норманнская теория | Рейтинг: 0.0/0
...




Copyright MyCorp © 2017