Суббота, 10.12.2016, 00:16
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » 2012 » Декабрь » 25 » Государственное регулирование рынка алкогольной продукции в системе обеспечения национальной безопасности страны
09:57
Государственное регулирование рынка алкогольной продукции в системе обеспечения национальной безопасности страны

В статье рассматриваются современные проблемы регулирования алкогольной отрасли Российской Федерации в условиях обеспечения национальной безопасности страны. Авторами на основе исследованного статистического материала предложены механизмы совершенствования регулирования рынка алкогольной продукции.

О.П. Толкачева*, А.С. Крупенина**

Государственное регулирование рынка алкогольной продукции в системе обеспечения национальной безопасности страны

Проблемы обеспечения национальной безопасности России как непременного условия её устойчивого развития сегодня привлекают к себе все более пристальное внимание самых широких слоёв населения – от политических деятелей и учёных до рядовых граждан. Это объясняется усложнением межстрановых экономических отношений, глобализацией финансовых рынков, распространением ядерного и иного оружия массового уничтожения, появлением новых опасных заболеваний, активизацией деятельности международных террористических организаций [9, с. 64].

Сам термин «национальная безопасность» появился в США после Второй мировой войны и окончательно утвердился с принятием в США в 1947 г. Закона о национальной безопасности [10, с. 79].

В отечественной практике в настоящее время есть некоторые затруднения с правильным пониманием термина «национальная безопасность» и до сих пор ведутся споры о правомерности его использования в России, что отражено в многочисленных работах и научных трудах известных российских учёных.

После распада СССР перед Россией встала задача самоидентификации и защиты национальных интересов [9, с. 67]. В 1992 г. был принят Закон Российской Федерации «О безопасности» – основа формирования правовой базы системы обеспечения национальной безопасности страны, создан Совет Безопасности Российской Федерации с четко обозначенными функциями. В декабре 1997 г. Указом Президента России была утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации. После того как на практике выяснилось, что некоторые положения этого документа нуждаются в корректировке, в январе 2000 г. Указом Президента была утверждена новая редакция Концепции национальной безопасности Российской Федерации. В мае 2009 г. Указом Президента Российской Федерации ¹ 537 утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.

В данной статье авторы используют определение национальной безопасности из новой редакции Стратегии, где «национальная безопасность» трактуется как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства [6].

Под обеспечением национальной безопасности Российской Федерации понимается целенаправленная деятельность государственных и общественных институтов, а также граждан по выявлению, предупреждению угроз безопасности личности, общества и государства и противодействию им в качестве обязательного и непременного условия защиты национальных интересов России. Она проявляется в определении политическим руководством страны целей и постановке принципиальных задач по защите национальных интересов страны и выработке форм, методов и способов достижения этих целей [12, с. 2].

Сегодня существуют особо острые проблемы, относящиеся к исключительной прерогативе государства. Никто другой, кроме государства, их просто не может решить. К числу таких проблем относится и обеспечение экономической безопасности страны, одним из важнейших показателей которой является уровень потребления алкоголя в плане его демографических и социально-экономических последствий.

Перед государством всегда стояла сложнейшая задача, каким образом соблюсти баланс интересов между производством и реализацией алкогольной продукции, которые всегда были высокоприбыльным и бюджетообразующим делом, с одной стороны, и потреблением алкогольной продукции, социальные последствия которого чаще бывают катастрофическими, с другой.

Алкогольный рынок в России – явление по-своему уникальное. В настоящее время в стране не существует никакого другого потребительского рынка, где доля нелегальной продукции составляет более 40 %. Наиболее показателен в этом отношении водочный сегмент. По данным Федеральной службы государственной статистики (далее – Росстат), ежегодный уровень легального производства водки и ликёроводочных изделий составляет 100-120 млн дал. (дал. – сокращение от названия единицы измерения объема жидкостей «декалитр», равен 10 литрам), тогда как объем реализации продукции в розничной торговле, по данным того же Росстата, из года в год не опускается ниже 170 млн дал. Например, в 2009 году всего было выпущено 98 млн дал., а реализовано 166 млн дал [11]. Разница между производством и реализацией возникает за счет нелегальной продукции. Таким образом, только исходя из официальных данных, доля нелегального водочного рынка составляет 50–60 %. В реальности она значительно выше, т.к. часть нелегального алкоголя вообще никак не фиксируется в рознице. Таким образом, государство теряет огромные деньги в виде не уплаченных с данной продукции налогов.

Другая крайне острая и тяжелая проблема для нашей страны – это проблема потребления алкоголя. Как подчеркнул Дмитрий Медведев на Совещании о мерах по снижению потребления алкоголя в России 12 августа 2009 г., «алкоголизм имеет характер национального бедствия» [5]. Как показывают исследования, тяжелые алкогольные проблемы являются главной причиной того, что уровень смертности россиян катастрофически высок для страны такого уровня экономического развития, не втянутой в широкомасштабные военные действия.

По словам главного нарколога министерства здравоохранения и социального развития России и директора Московского научно-практического центра наркологии Евгения Брюна, 30-40 % жителей России злоупотребляют алкоголем [1, с. 4].

В год на каждого жителя страны (включая стариков и младенцев) по экспертным оценкам приходится более 15 литров чистого алкоголя. По данным Всемирной организации здравоохранения, критическим порогом для здоровья нации является уровень в 8 литров на душу населения.

По данным Росстата, в настоящее время в Российской Федерации от случайных отравлений алкогольной продукцией умирают более 20 тыс. человек, а от болезней, связанных со злоупотреблением алкогольной продукцией, – более 75 тысяч человек в год [11].

Общество, здоровье, семья, нация несут колоссальные потери от пьянства, превосходящего все разумные пределы.

Очевидно, назрела острая необходимость в проведении государством мероприятий по модернизации рынка алкогольной продукции, направленных на регулирование не только экономических аспектов, но и социальных, т.к. деятельность государства не может быть эффективной без здоровой нации.

И первой важной мерой в регулировании рынка алкогольной продукции должно стать установление государственной монополии на производство, оборот и реализацию алкогольной продукции в Российской Федерации. Это должно гарантировать, во-первых, увеличение поступления средств от реализации в федеральный бюджет за счёт усиления контроля над соблюдением налоговых соглашений, а во-вторых, повышение качества производимой продукции, что положительно скажется как на потребителях, так и на государстве.

В России уже давно назревала необходимость создания единого координирующего центра, который объединял бы все экономические, нравственные, социальные, правовые, социологические и другие проблемы в области борьбы с алкоголизмом, антиалкогольного воспитания и пропаганды здорового образа жизни. В этом плане показательным стало создание Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2008 года ¹ 1883 «Об образовании Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка» специальной службы по регулированию алкогольного рынка (далее Росалкогольрегулирование), ставшей правопреемником Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства финансов, Федеральной налоговой службы и Федеральной службы по тарифам. На вновь образованную службу были возложены функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, функции по контролю над производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.

Изучение опыта правовой системы в сфере производства и оборота алкогольной продукции показывает, что необходимо также совершенствование законодательной базы, регламентирующей оборот алкогольных товаров, т.к. существовавшая ранее не могла эффективно противодействовать правонарушениям в этой сфере. Но сегодня уже можно говорить об усилении внимания государства к решению данной проблемы. По-настоящему революционными для алкогольного рынка в этом плане стали 2010-2011 гг. Вначале Росалкогольрегулирование ввело минимальную цену на пол-литровую бутылку водки для розничных продаж с января 2010 г. в размере 89 рублей, а с 1 января 2011 г. – 98 руб. за 0,5 литра. Также поэтапно были установлены минимальные цены на ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 % (за исключением коньяка). 7 июля 2011 г. Госдума приняла в третьем окончательном чтении закон о госрегулировании производства и оборота алкоголя, в т.ч. пива, которое приравнивается к алкоголю. Этот документ впервые создал четкий и прозрачный механизм государственного регулирования отрасли. Для этого в законе были прописаны жесткие лицензионные требования и сформулированы определения всех алкогольных напитков, к которым – впервые в России – было отнесено и пиво. Теперь на пиво также распространяется общий запрет по продаже алкогольной продукции с 23.00 до 8.00. А с 1 января 2013 г. пиво, как и прочий алкоголь крепостью свыше 0,5 %, нельзя будет продавать в нестационарных торговых точках (ларьках и киосках), а также в общественных местах, в т.ч. на вокзалах и аэропортах. Также с 1 июля 2012 г. будет запрещена и «пивная» реклама. С 2013 г. пивоваренные компании введут декларирование пива и установят на предприятиях счетчики, которые будут фиксировать объемы выпуска продукции. Ещё одним важным шагом регулирования социальных аспектов в обеспечении национальной безопасности стал закон, вступивший в силу 6 августа, ужесточающий ответственность за продажу алкоголя несовершеннолетним. Теперь нарушение данного закона станет уголовно наказуемым.

Если говорить о причинах роста потребления алкогольной продукции в России на современном этапе, стоит обратить внимание на общее состояние уровня жизни народа, социально-экономические условия, обеспечивающие стабилизацию развития общества. Именно социальный аспект становления рыночной экономики, разрушение сложившихся социалистических ценностей и защищенности породило у людей чувство безысходности, тоски и унижения и, как следствие, – тягу к алкоголю со всеми вытекающими последствиями. Вследствие этого назрела необходимость в проведении мер по сохранению здоровья нации за счет повышения уровня жизни.

Поэтому главной целью проводимой сегодня государством в стране алкогольной политики стало снижение потребления алкоголя населением до относительно безопасного уровня.

Сам термин «алкогольная политика», зародившийся в нордических странах и получивший распространение и значение с 1960-х гг., сегодня представляет собой государственную политику, направленную на снижение смертности, заболеваемости и социальных проблем, связанных с алкоголем, и рассматривается как потенциальный инструмент для улучшения здоровья общества.

Первой важной мерой в этом направлении стала разработка Росалкогольрегулированием с участием общественных организаций и религиозных объединений «Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года». Концепция одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. ¹ 2128-р. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации теперь необходимо учитывать в своей деятельности положения данной Концепции.

Также нельзя забывать и о необходимой поддержке общества в целом, которая значительно облегчает проведение в жизнь мер алкогольной политики. Государству не стоит рассчитывать на поддержку общества как нечто само собой разумеющееся, это требует постоянной, целенаправленной работы. Как показывают исследования, сама по себе пропаганда трезвости и умеренности слабо влияет на поведение людей. Однако проведение такой работы необходимо, т.к. она способствует формированию общественной поддержки алкогольной политики государства. Здесь важно упомянуть о разработке и поддержке Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка социального сайта «Пьянству – нет!», основными задачами которого провозглашаются: 1) создание эффективной системы профилактики алкоголизма; 2) формирование здорового образа жизни; 3) повышение эффективности регулирования алкогольного рынка.

Подводя итог, заметим: в настоящий момент уже ясно видно, что государственная антиалкогольная компания перешла в стадию реализации. Однако до сих пор ещё остаётся много вопросов, на которые государству нужно ответить в ближайшее время, чтобы меры проводимой политики выглядели более продуманными и организованными. Финансирование приоритетной государственно-общественной программы снижения масштабов алкоголизации населения как одной из ощутимейших угроз национальной безопасности страны возможно в первую очередь из федерального бюджета. Источниками финансирования могут стать: стабилизационный фонд России, а также часть Федерального бюджета, в будущем формируемая за счёт поступлений от уплаты налогов производителями алкогольной продукции.

Россия, как показывает статистика, теряет свой генофонд, и вложения нужны немедленно. Эффективность таких вложений исключительно велика, поэтому исследования авторов по данной проблеме являются актуальными и своевременными.

Список литературы

1. Александрова, М. Договор о трезвости: нужен закон о профилактике алкоголизма и наркомании // Российская газета. – 2010. – 12 ноября.

2. Государство и рынок: механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса. – СПБ.: Астерион, 2010. – 394 с.

3. Коробов, В. В., Резаев, А. В. Экономическая безопасность как социальный институт и предмет научного знания. – СПб.: ИнтеркомЦентр, 2008.

4. Метелев, С. Е. Национальная безопасность и приоритеты развития России: социально-экономические и правовые аспекты. – M.: Юнити-дана, 2006. – 223 с.

5. О мерах по снижению потребления алкоголя в России : стенограмма совещания о мерах по снижению потребления алкоголя в России от 12 августа 2009 г. [Электронный документ]. Режим доступа: URL:http://президент. рф/выступления/5171 (дата обращения 01.11.2011).

6. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. ¹ 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. – 2009. – 19 мая.

7. Официальный сайт Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка [Электронный документ]. URL:http://www.fsrar. ru/ (дата обращения 29.11.2011).

8. Противодействие теневой экономике в системе обеспечения экономической безопасности / / Вестник ИНЖЭКОНА – 2009. – ¹ 7 (34). – С. 66–74.

9. Сенчагов, В. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности России // Вопросы экономики. – 2001. – ¹ 8. – С. 64–79.

 10. Телегин, В. И. Историко-социологический анализ развития социальной и социологической мысли по проблемам национальной безопасности // Безопасность : информационный сборник Фонда национальной и международной безопасности. – 1995. – ¹ 2. – С. 78–91.

11. Центральная база статистических данных // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. – [Электронный документ]. URL:http://www.gks. ru/ (дата обращения 29.10.2011).

12. Чаевич, А., Павлов, С. Актуальные вопросы обеспечения национальной безопасности России // Ориентир. – 2005. – ¹ 10. – С. 53–56.

13. Экономическая и национальная безопасность : учебник / под ред. Е.А. Олейникова. – М.: Экзамен, 2005. – 768 с.


Просмотров: 1145 | Добавил: x5443x | Теги: Национальная безопасность, политика трезвости, рынок алкогольный продукции, нелегальный алкогольный рынок | Рейтинг: 0.0/0
...




Copyright MyCorp © 2016