Воскресенье, 28.05.2017, 00:29
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » 2012 » Декабрь » 24 » Экономическая функция государства в условиях директивно-плановых, рыночных и переходных государственных (экономических) режимов
14:53
Экономическая функция государства в условиях директивно-плановых, рыночных и переходных государственных (экономических) режимов

В статье рассматриваются понятие и виды экономических функций государства, формы и особенности их реализации. Особое внимание уделяется факторам, определяющим специфику экономических функций государства, а именно, целям развития государства в определенный исторический период, типам экономических систем, экономическому потенциалу государства, характеру межнациональных экономических отношений, месту государства в мировой экономике.

Ю.А. Кудрявцев*

Экономическая функция государства в условиях директивно-плановых, рыночных и переходных государственных (экономических) режимов

Под функциями государства в теории государства и права традиционно понимают основные направления его деятельности, в которых выражается его классовая и общесоциальная сущность. Правовыми формами реализации функций государства выступают правотворчество, правоисполнение и правоохрана. Правотворчество представляет собой процесс создания общеобязательных формально определенных правил поведения специально уполномоченными на то органами. Правоисполнение – это процесс реализации действующих на территории государства норм права специальными управленческими органами. И, наконец, правоохрана представляет собой деятельность правоохранительных органов государства по восстановлению нарушенных прав, недопущению совершения правонарушений и наказанию виновных.

Функции государства следует отличать от функций государственных органов, соотносящиеся между собой как общее и часть, т.е. та или иная функция государства реализуется через конкретные направления деятельности государственных органов. К примеру, внутренняя политическая функция государства реализуется через деятельность органов законодательной и исполнительной власти, осуществляющих социальную, налоговую, финансовую и др. политику.

Под экономической функцией государства в самом общем виде следует понимать его хозяйственную деятельность в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. В теоретическом государствоведении экономическую функцию государства традиционно рассматривают в качестве внутренней функции, реализуемой в рамках фактической территории государства. Однако, на наш взгляд, экономическая функция государства может одновременно рассматриваться и как внутренняя, и как внешняя, причем, внешний характер экономической функции государства проявляется не только в условиях открытой рыночной экономики, когда государство становится одним из активных субъектов мирового хозяйства, вовлеченных в мировую торговлю, научно-техническое сотрудничество, процессы движения капиталов, но и в условиях плановых режимов, которые, несмотря на свою «закрытость», активно сотрудничают со странами-«побратимами».

А.В. Гривко полагает, что природа функций государства как экономического субъекта носит двойственный характер. Государство в системе рыночных отношений, являясь экономическим субъектом, выступает одновременно и как субъект регулирования, и как субъект хозяйствования. Таким образом, А.В. Гривко предлагает исследовать роль государства в экономике через выполняемые им функцию хозяйствования (государство как хозяйствующий субъект) и функцию регулирования (государство как субъект регулирования). Будучи субъектом хозяйствования, государство выступает собственником ресурсов и осуществляет хозяйственную деятельность, а как субъект регулирования непосредственно влияет на

поведение других хозяйствующих субъектов. «Функции регулирования, – пишет А.В. Гривко, – в первую очередь характеризуются тем, что государство с помощью законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти (создавая соответствующие институты) структурирует и согласовывает взаимодействия всех членов общества и социальных групп. В том числе и в экономической сфере, поддерживая порядок внутри государства и в интересах своих граждан. Государство формирует правовые рамки функционирования экономики и гарантирует исполнение принятых законов и других правовых актов (обеспечение прав собственности, условий выполнения контрактов и т.д.) Таким образом, государство обеспечивает правовые рамки различных видов трансакций в экономике (сделок, управления, рационирования).

Функция хозяйствования (государство как хозяйствующий субъект) непосредственно отражает производственную деятельность государства, которая осуществляется на базе государственного сектора экономики. В отличие от частного предпринимателя, государство ориентируется не только на получение прибыли, но и на эффективное функционирование экономики в целом и на развитие общества» [1]. На наш взгляд, подобный подход применим не только к рыночным экономическим режимам, но и к государствам с плановой экономикой, в условиях которой функции государства как субъекта регулирования и субъекта хозяйствовании выражены наиболее ярко.

Как и любая другая функция государства, экономическая функция изменчива, имеет различные формы реализации на разных исторических этапах развития. По мнению Г.Н. Муртазаевой, А.И. Гречаного, факторами, определяющими специфику экономической функции государства в конкретный исторический период являются: 1) тип экономической системы; 2) цели развития экономики в данной системе; 3) экономический потенциал и система форм собственности; 4) развитость рыночных отношений; 5) характер межнациональных отношений и уровень развития регионов; 6) место государства в мировой системе хозяйствования и международном разделении труда [2, с. 51].

На наш взгляд, данный подход требует доработки и уточнения. В частности, представляется необоснованным в качестве самостоятельных факторов выделять систему форм собственности, развитость рыночных отношений и уровень развития регионов. Система форм собственности является одной из характеристик типа экономической системы и потому может рассматриваться лишь как вспомогательный фактор, полностью поглощаемый основным фактором – типом экономической системы. То же можно сказать и о развитости рыночных отношений, которые вообще могут отсутствовать в государстве как не отвечающие целям его развития. Что касается уровня развития регионов, то, по нашему мнению, данный фактор поглощается экономическим потенциалом государства и также не может рассматриваться в качестве самостоятельного и основного. Таким образом, среди перечисленных факторов, основными, определяющими специфику экономической функции государства, на наш взгляд, являются: 1) цели развития государства в данный исторический период; 2) тип экономической системы; 3) экономический потенциал государства; 4) характер межнациональных отношений; 5) место государства в мировой экономике.

В соответствии с указанными факторами, на сущность и содержание экономической функции государства оказывает влияние государственный (экономический) режим государства, представляющий собой характеристику экономики государства с точки зрения методов и форм функционирования и взаимодействия элементов экономической системы, а также способов и пределов государственно-правового регулирования экономических процессов.

В науке предлагаются различные варианты классификации методов государственного регулирования экономических отношений. Достаточно логичным и обоснованным представляется подход, высказанный Г.Н. Муртазаевой и А.И. Гречаным, согласно которому методы регулирования экономики предлагается объединить в две группы: методы прямого и методы косвенного юридического воздействия [2, с. 58–59]. По этому поводу они отмечают следующее: «Нормативные акты, нацеленные на прямое регулирование экономики, имеют определенное сходство с приказами и директивами. Соответственно, в данном случае наиболее распространенным является императивное построение правовых норм. Использование такого рода методов вынуждает хозяйствующих субъектов принимать решения, основанные не на собственных интересах и свободном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Как показывает опыт, использование таких способов необходимо и обусловлено спецификой отдельных видов экономических отношений, а сфера юридического воздействия как такового в данном случае достаточно узка.

Смысл методов косвенного регулирования состоит в том, чтобы придать этим отношениям определенную упорядоченность путем законодательного оформления определенных экономических стимуляторов. Задачей косвенного юридического регулирования является создание с помощью юридических норм такой сферы экономических отношений, где участники отношений смогут самостоятельно координировать свою деятельность и осуществлять юридическое воздействие. Соответственно, рассматриваемый метод отдает преимущество диспозитивному построению правовых норм» [2, с. 58–59]. Если данный подход принять за основу дальнейших рассуждений, то можно сделать вывод, что экономические режимы отличаются друг от друга преобладанием прямых либо косвенных методов правовой регуляции экономики.

Основными разновидностями государственных (экономических) режимов являются директивно-плановые, рыночные и переходные экономические режимы. При этом экономическая деятельность государства в условиях плановых государственных (экономических) режимов определялась в основном директивными планами развития народного хозяйства. Ее реализация была связана с решением следующих основных задач: а) повысить на основе ускорения темпов технического прогресса эффективность общественного производства путем улучшения использования материальных, финансовых и рудовых ресурсов; б) снизить себестоимость продукции; в) обеспечить рост производительности труда; д) максимально полно

использовать производственные мощности страны; е) сократить затраты сырья, топлива, материалов на единицу продукции; ж) повысить качество и ускорить строительство новых объектов и их освоение; з) обеспечить комплексное развитие хозяйства регионов с учетом целей развития государства.

Решение указанных задач достигалось с использованием отлаженного механизма планирования. Так, в СССР пятилетние планы развития народного хозяйства разрабатывались по поручению КПСС и правительства (Совета Министров) государственными, ведомственными и производственными органами и научными учреждениями в два этапа. На первом этапе осуществлялась разработка основных направлений развития народного хозяйства страны на плановый период. На втором этапе на основе утвержденных съездом КПСС директив составлялся пятилетний план развития народного хозяйства страны с распределением заданий по годам соответствующим министерствам, союзным республикам и иным регионам. Решая указанные в планах задачи, государство опиралось преимущественно на командно-административные методы, в основу которых положены властные императивы, не предполагающие какой бы то ни было свободы экономической деятельности и выбора субъектов.

Реализация экономических функций государств в условиях рыночных государственных (экономических) режимов имеет свою специфику, однако можно выделить общие экономические функции государственных органов, характерные для рыночной экономики любой страны, реализация которых приводит в конечном счете к реализации единой внутренней экономической функции государства: 1) поддержка функционирования рыночной системы путем обеспечения правовой базы, создания конкурентной среды и ее защиты через антимонопольное законодательство; 2) проведение эффективной перераспределительной политики (корректировка распределения дохода и богатства, распределения ресурсов); 3) осуществление макроэкономического регулирования с целью стабилизации экономики, контроля над уровнем занятости, инфляции, стимулирования экономического роста и т.п.; 4) ограничение действия некоторых элементов рыночного механизма, корректировка недостатков, присущих рыночной экономике [3, с. 251–254].

Внешняя экономическая функция государства с рыночным режимом реализуется по следующим основным направлениям: 1) проведение эффективной внешнеэкономической политики; 2) достижение и сохранение национальных конкурентных преимуществ государства в мировой экономике; 3) обеспечение экономической безопасности.

Переходные состояния политико-правовой системы характеризуются, с одной стороны, изменением роли и функций государства, с другой – становлением рыночных отношений. «Причем в этот период, – подчеркивает Б.К. Казбеков, – рынок, понимаемый как рыночные субъекты, механизмы и отношения, еще не имеет в достаточной мере таких важных атрибутов, как частная собственность, конкуренция, риск и банкротство. Он ограничивается преимущественно сферой товарного обращения между госпредприятиями, а также финансовыми отношениями государства с производителями и населением. Рынок капитала и рынок труда представлены еще слабо» [4, с. 173–174]. Приведенная характеристика переходной экономики показывает ее развитие на начальных этапах перехода к рынку. Однако переходный период может затянуться на годы, а то и десятилетия, и степень развития рыночных институтов в начале «переходного пути» будет существенным образом отличаться от его окончания.

Процесс реализации экономической функции государства в условиях переходных экономических режимов должен трансформироваться с учетом национальных интересов и приоритетов, и в конечном счете обеспечить формирование конкретной модели экономики для данного государства. Для этого, по справедливому мнению Б.К. Казбекова, необходимы следующие основные предпосылки: 1) наличие элементов рыночного хозяйства в рамках прежней системы; 2) финансовая и товарно-денежная сбалансированность; 3) рациональная отраслевая структура экономики; 4) оптимальное сочетание крупных, средних и малых предприятий; 5) наличие в стране предпринимательских традиций и духа, экономической активности; 6) наличие устойчивых демократических норм и традиций в обществе и государственном строительстве; 7) уровень общественно-политической зрелости и активности общества в целом; 8) культурный, образовательный и духовный уровень населения, его национальное самосознание; 9) наличие профессионального и патриотического корпуса государственных служащих. Кроме этого, по мнению Б.К. Казбекова, в число указанных предпосылок могут входить общественная поддержка рыночных преобразований (высокий уровень легитимности принимаемых властью решений), благоприятная внутренняя и международная обстановка и т.п. [4, с. 176]. Логично предположить, что от наличия или отсутствия в конкретной стране данных предпосылок, степени их развития и особенностей функционирования зависит скорость переходного процесса и, в конечном счете, успешность достижения основной цели трансформации: формирования в стране рынка.

Список литературы

1. Гривко, А.В. Трансформация экономических функций государства: дис. … канд. экон. наук. – Оренбург, 2006. – 187 с.

2. Муртазаева, Г.Н., Гречаный, А.И. Государство и экономика: правовые основы взаимодействия (на примере Украины и России): монография. – Киев: Геопринт, 2006. – 636 с.

3. Гуров, М.П., Инфантьев, К.А., Кудрявцев, Ю.А. и др. Экономика: курс лекций / изд. 3-е доп. – СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2011. – 320 с.

4. Казбеков, Б.К. Государство – ведущий фактор развития постсоветской экономики // Государство и общество в странах постсоветского Востока: история, современность, перспективы: материалы международной конференции / отв. ред. М.Х. Абусеитова. – Алматы, 1999.


Просмотров: 925 | Добавил: x5443x | Теги: формы реализации экономической функ, экономическая функция государства, экономические отношения, экономический режим | Рейтинг: 0.0/0
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь