Воскресенье, 19.02.2017, 14:50
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » 2012 » Декабрь » 25 » Анализ динамики напряженности актуальных мотивов в процессе обучения
15:44
Анализ динамики напряженности актуальных мотивов в процессе обучения

В работе делается акцент на динамических аспектах формирования мотивации. В эмпирической части исследования рассматривается уровень выраженности и напряженности мотивации, а также содержательные аспекты доминирующих мотивационных тенденций у курсантов-психологов в период обучения в Университете МВД России. Часть исследований построена на применении авторских методик исследования мотивации.

Е.Н. Арбузова*

Анализ динамики напряженности актуальных мотивов в процессе обучения

Анализ теоретических аспектов мотивации позволяет сказать, что наиболее проблемными зонами исследования феномена на современном этапе являются вопросы изучения его динамики. Так, в современной психологии достаточно четко прописан компонентный состав мотивации, рассматриваются особенности ее структуры, изучаются виды мотивации, однако совершенно не затрагивается вопрос о специфике формирования и развития мотивации, а также о методах ее измерения и их стандартизации. Данные, касающиеся динамики развития мотива, были представлены лишь в трудах отечественного психолога А.Н. Леонтьева, однако исследования данного автора носили исключительно теоретический характер. Вопрос о развитии мотивации в структуре определенного вида профессиональной деятельности в эмпирической психологии практически не рассматривался.

Подобная тенденция наблюдается и тогда, когда речь идет о профессиональном подходе к разработке и стандартизации тестов и опросников, посвященных изучению различных сторон, компонентов и видов мотивации. При этом, как правило, смешиваются виды и компоненты мотива. При разработке опросников не учитываются все содержательные характеристики мотива. В целом инструментарий, посвященный данному разделу психологии, является недостаточно разработанным и плохо дифференцированным. Данные по структуре используемых методик представлены только в работах Е.П. Ильина. Однако даже здесь они являются лишь попыткой собирательного анализа материала, непосредственно либо косвенно относящегося к изучаемой проблематике.

В нашем исследовании мы попытались затронуть проблему изучения динамики мотивации как менее разработанную сторону мотивационной сферы, а также предложить и апробировать несколько инструментов, с помощью которых можно было бы анализировать мотивационную систему, как комплексный феномен.

С помощью эмпирического прогноза мы попытались ответить на вопрос о специфике развития мотивации в одной из профессиональных выборок. Исследование проводилось на курсантах-психологах в период их обучения в вузе. При этом предполагалось, что ключевую роль в формировании и развитии мотивационных особенностей играет не только спектр личностных особенностей курсантов, но и специфика будущей профессии.

В связи с исследованием требуется уточнить несколько фактов. Во-первых, мотивационная система человека включает в себя весьма разнонаправленные показатели, внутренняя сущность которых отличается по содержанию и уровню представленности в психике человека. Так, в структуре мотивации можно выделить максимально устойчивые компоненты, которые связаны с актуализацией наиболее важных биологических потребностей человека. Такие потребности редко становятся предметом исследования и зачастую не имеют инструментальных аналогов измерения. С другой стороны, существуют мотивы, которые теснейшим образом связаны с феноменом личности. Подобные группы мотивов в течение жизни меняются медленно, и на обозримом отрезке жизни не очень значительно. Нас интересовала группа ситуативных мотивов, структура и содержание которых позволили бы уловить характер и направление мотивационных изменений в период обучения в целом.

Исследование проходило в несколько этапов. На первом этапе изучения проблемы был разработан специальный аппарат исследования, который должен был включать максимально возможное по широте мотивационное поле. В целях решения данной задачи нами были подобрана определенная группа методик, куда вошли авторские разработки и анкеты, составленные в соответствие с теоретическими представлениями А. Маслоу и Е. Сидоренко, а также методика М. Мильмана. В основе разработки авторских методик лежало положение о зависимости мотивационного поля от ценностной структуры личности. Исходя из этого, любая составляющая в структуре опросных методов, как правило, имела определенный аналог в структуре системы целеполагания курсантов. На втором этапе было проведено собственно эмпирическое исследование мотивации у курсантов, находящихся на различных этапах обучения. В основе исследования лежало предположение о том, что в период обучения происходят изменения как в системе целеполагания курсантов, так и в структуре следующих за системой целеполагания мотивов. Изменения носят как качественный, так и количественный характер.

В результате эмпирического исследования динамики и степени выраженности мотивов в процессе обучения, были получены следующие результаты. Качественный анализ результатов по тесту Мильмана выявил тот факт, что в целом можно говорить о тенденции превалирования в обеих группах не рабочей, а общежитейской направленности, которая к старшим курсам только возрастает. Однако сравнительный анализ мотивационных тенденций по тесту Мильмана, проведенный при помощи t-критерия Стьюдента, показал, что в рамках динамики и того, и другого показателя можно констатировать положительную тенденцию. Так, уровень рабочей направленности в целом в период обучения также возрастает. Более того, тенденция к увеличению рабочей направленности в процессе обучения выражена гораздо сильнее, и разница между показателями по курсам выражена в значительно большей мере. В целом, тенденция возрастания показателей и житейской и рабочей направленности может говорить об увеличении напряженности всей мотивационной системы – т.е. процесс обучения в целом оказывает мотивирующее влияние на курсантов, в т.ч. на формирование рабочих интересов.

Анализ частных показателей по методике указывает на то, что в период обучения показывают положительную динамику такие мотивационные тенденции, как социальный статус, общая активность, творческая активность, социальная полезность. Практически не меняются показатели по шкалам мотивации к комфорту и жизнеобеспечению, а также направленность на общение. Данные сравнительного анализа представлены в табл. 1.

Таблица 1


Данные сравнительного анализа по методике исследования общежитейской и социальной направленности мотивации

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод о максимально выраженных частных показателях мотивации, к которым относятся такие показатели, как «общение» и «творческая активность». Показатель «общение» является ведущим в структуре обучения по специальности «Психология» и хотя не показывает существенной динамики и роста в процессе обучения, уже изначально является самым высоким показателем в структуре мотивации. Наиболее существенную динамику в процессе обучения, судя по математическим показателям, показывает такая мотивационная тенденция, как «социальный статус». За ней следуют «творческая активность» и «общая активность».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что курсанты к концу обучения осознают значимость своего места в обществе, формируют представление о статусе полицейского. Если обучение на первом курсе во многом несет на себе отпечаток школьной жизни, когда забота о собственном существовании не лежала на плечах молодых людей, то к четвертому году обучения курсанты становятся более самостоятельными и в большей мере понимают, какие действия надо предпринимать, чтобы добиться успеха в жизни. Это обстоятельство заставляет их быть более активными. Общая активность обусловливает в т.ч. и активность творческую. За годы обучения профессиональной деятельности, развивается творческий потенциал, который курсанты имеют возможность реализовывать. Именно это лежит в основе того, что творческий мотив у группы курсантов четвертого года обучения значительно выше, чем у курсантов первого года обучения. Согласуются с предыдущими результатами и показатели увеличения мотива социальной полезности у курсантов четвертого курса. В процессе взросления, социального становления курсантов, важную роль начинают приобретать вопросы осознания того, какую пользу они могут принести обществу, формируются представления о том, какие поступки ценятся в обществе. Возможно, в определенной мере умение быть социально полезным благоприятно сказывается и на повышении показателей социального статуса.

Представляется интересным и повышение интегративного показателя мотивационной направленности. В то время как показатель общежитейской направленности личности не показывает значимой динамики, хотя разница между показателями и лежит на границе диапазона значимости, можно констатировать тенденцию увеличения мотивов общежитейской направленности курсантов четвертого курса по сравнению с курсантами первого года обучения. Мотив рабочей направленности личности увеличивается очень значительно. Можно предположить, что работа как источник социальных благ и общественного признания начинает играть большую роль в жизни молодых людей, особенно к периоду окончанию обучения в вузе.

На следующем этапе мы исследовали особенности доминирующих мотивов с помощью специально разработанных анкетных методов, которые включили в себя, по нашему мнению, практически всю совокупность мотивационных предпочтений субъекта, поскольку были разработаны на основе выделения целевого компонента в структуре мотивации. Одна из анкет была разработана в соответствии с теоретическими предпочтениями А. Маслоу и включала в себя такие показатели, как целостность, совершенство, завершение, закон, активность, богатство, простота, красота, доброта, уникальность, ненапряженность, игра, истина, самонадеянность. Каждый из показателей по ходу анкеты содержательно интерпретировался. В структуру мотивационных составляющих второй анкеты были включены: новизна, время, ограничение пространства и времени, движение, звук, информация, материальные ценности, цвет, ритм, хорошая еда, запах, эротический объект, неопределенность, начальник. Включенный в структуру анкетирования список ценностей формально отражает так называемые ценности, связанные с идеальной стороной жизни (в основном, данный список представлен в анкете, составленной по работам А.Маслоу) и ценности, связанные с материальными объектами и отношениями (в основном представлен опросником, составленным по результатам эмпирических исследований Е. Сидоренко).

Результаты анкетирования показали наличие определенной динамики мотивационных предпочтений в период обучения. Данные математического анализа представлены в табл. 2.

Анализ результатов, представленных в анкете, показывает, что также как и в предыдущем случае, напряженность мотивов в целом по списку, у курсантов первого курса является существенно более низкой, чем у курсантов четвертого курса. В процессе обучения она существенным образом возрастает. Если в выборке курсантов первого курса одно из первых мест по напряженности занимают мотивы красоты, уникальности и ненапряженности, то доминирующее положение у курсантов четвертого курса начинают занимать мотивы целостности и совершенства. Ведущую позицию продолжает занимать мотив уникальности. Достаточно высокие позиции в структуре значимых показателей занимают также «закон», «активность», «красота», «самонадеянность» (как фактор независимости). Однако значимые различия между выборками в период обучения можно зафиксировать по показателям целостности, совершенства, закона и богатства (который хоть и не представлен значительно, тем не менее имеет тенденцию к повышению в процессе обучения).

Исходя из данных анализа, можно предположить, что основным источником мотивации на первых этапах обучения служит ориентация на совершенство и красоту, стремление проявлять свою индивидуальность и отсутствие желания прикладывать усилия к достижению целей. На старших курсах доминанта становится несколько иной, приобретая более целенаправленный характер. Так, на первый план выходит стремление к соблюдению порядка, любовь к справедливости и точности. И еще больше увеличивается желание проявлять свою индивидуальность.

Динамика мотивационных предпочтений, зафиксированная на значимом уровне, наблюдающаяся по таким показателям, как целостность, совершенство, закон, богатство, дает основания предполагать, что по данным направлениям происходят максимальные изменения в мотивационной сфере курсантов. Так, скорее всего, процесс обучения благоприятно сказывается на любви к порядку и справедливости, склонности соблюдать закон. Однако одновременно с этим формируется ярко выраженная склонность желать большего в материальной сфере.

Читать дальше


Просмотров: 1186 | Добавил: x5443x | Теги: напряженность мотивации, житейская мотивация, Цели, динамика мотивации, социальная мотивация | Рейтинг: 0.0/0
...




Copyright MyCorp © 2017