Среда, 18.01.2017, 15:02
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » 2012 » Декабрь » 25 » Профессиограмма депутата законодательного органа: проблемы и пути развития
16:01
Профессиограмма депутата законодательного органа: проблемы и пути развития
Рассматриваются проблемы и пути развития профессиограммы депутата в законодательном органе. На основе анализа собственных наблюдений и исследований приводятся профессионально важные качества депутата, необходимые в парламентской деятельности. Намечены наиболее перспективные направления дальнейших исследований.

И.А. Кибак*

Профессиограмма депутата законодательного органа: проблемы и пути развития

Происходящие в белорусском обществе процессы предъявляют к депутатам Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь (далее – депутат), к уровню их психологической культуры, профессионализма, компетентности повышенные требования. Одними из важнейших качеств депутатов выступают личностные качества, от развития которых напрямую зависит эффективность и продуктивность законотворческой деятельности. Проблема развития личностных качеств депутатов обладает научно-практической значимостью, поскольку, с одной стороны, именно профессиональная деятельность депутата является главной формой активности личности, а с другой стороны, от нее во многом зависит успешное функционирование Палаты представителей. Профессиональная деятельность многим депутатам дает возможность удовлетворить их потребности, реализовать свое «Я», достичь определенного общественного признания. Вместе с тем проблема совершенствования личностных качеств депутатов в ходе парламентской деятельности еще недостаточно разработана, особенно в отношении выявления условий и факторов, обеспечивающих оптимизацию их развития.

Исследование личностных и деловых качеств профессионалов, включая депутатов, возможно на базе различных научных дисциплин: социологии, политологии, психологии, философии и т.д.

Профессиональную парламентскую деятельность депутатов можно рассматривать как разновидность юридической деятельности, процесс планирования и осуществления которой, в свою очередь, сам подробно урегулирован законодательными и регламентными нормами. В то же время законотворческая деятельность депутатов отличается от иных видов юридической деятельности тем, что депутат, ее осуществляющий, чаще всего не является юристом по базовому образованию; его профессиональные навыки в этой сфере приобретены в процессе практической деятельности и не всегда в должной мере подкреплены академическими знаниями. Задача психолого-правового обеспечения деятельности депутатского корпуса возложена на работников профессиональных подразделений палат Парламента Республики Беларусь.

Практика свидетельствует, что, в зависимости от личностных качеств, профессионального и жизненного опыта, депутаты по-разному осваивают свои депутатские полномочия и правовые гарантии деятельности, отдают предпочтения различным формам работы (законотворческой, внепарламентской). Так, одни депутаты регулярно посещают пленарные заседания, голосуют в соответствии со своей гражданской позицией и позицией своей депутатской группы, но мало вникают в юридические хитросплетения положений законопроектов. Другие, напротив, основную нагрузку в осуществлении своих депутатских полномочий несут в области разработки, внесения и последующей содержательной доработки законопроектов. Третьи всецело посвятили себя партийно-политической деятельности, в

рамках которой находится место и законотворчеству. Четвертые выступают как лоббисты интересов своего избирательного округа либо отдельных лиц, активно используя для этого возможности депутатских запросов и обращений. Пятые, устранившись от рутинной парламентской деятельности, месяцами не появляясь в зале заседаний, заняты своими коммерческими делами или посещают политические и иные презентации.

Исследования мотивов профессионального выбора у депутатов, решивших работать в законодательном органе, и их сравнение с данными 90-х гг. прошлого века показало, что реже отмечаются: семейная традиция, влияние депутатской деятельности, содержательный интерес профессиональной депутатской деятельности и, наоборот, приобретают больший вес такие мотивы, как поиск выхода из трудных коммерческих условий, сильная неудовлетворенность прежней работой, необходимость иметь депутатскую неприкосновенность, свободное время для определенных занятий (бизнеса, лоббирования законов, создания имиджа депутата-политика, преподавания, написания диссертаций и книг и т.п.).

На основе собственных наблюдений и исследований в Палате представителей второго созыва, на первое место мы переместили такой мотив, как возможность иметь депутатскую неприкосновенность, лоббировать свой бизнес, иметь льготы, чувствовать себя в безопасности, стать увереннее. Такие изменения, подтверждаемые и другими исследованиями, обязывают повысить внимание к вопросам изучения, оценки и развития системы мотивации у всех работающих в законодательном органе, правовой системе депутатов.

Однако вне зависимости от избранных приоритетов парламентская деятельность сохраняет свой сложный многоцелевой интеллектуально-практический характер, требует специальных навыков и умений, коммуникабельности, психологической устойчивости и работоспособности. Успехи и достижения депутата в его профессиональной деятельности определяются не только его авторитетом публичного депутата-политика и уровнем базовой профессиональной и психологической подготовки, но и рядом личностных качеств, которые в иных условиях могут не проявляться и не реализовываться. Профессиональная парламентская деятельность отличается событийной насыщенностью, сжатостью временных рамок, эмоциональной напряженностью и в то же время – необходимостью придерживаться жестких и корректных правил в общении с коллегами. Это требует стрессовой устойчивости, способности подавлять отрицательные эмоции, не поддаваться психологическим манипулятивным приемам, явной и скрытой агрессии.

Принятие законопроектов, законодательных решений – это, прежде всего, защита справедливости, утверждение законности, добра, борьба со злом и несправедливостью. Защищая законность, справедливость и мораль, депутат обязан сам в своих действиях, поведении и личной жизни быть морально примерным; это не только дает ему моральное право, без этого он просто не может правильно решать проблемы морали в парламентской деятельности. Работа в Палате представителей связана с высокими морально-психологическими нагрузками, выдерживать которые обязан каждый депутат.

Мораль – не только требование, не только неотъемлемая сторона, результат профессиональных действий, но всегда и характеристика сознания депутата, его психологии, личных качеств и морально-психологической подготовленности. Несоответствие подготовленности морально-психологическим требованиям, которые объективно предъявляет к нему профессиональная депутатская деятельность и внепарламентская работа, ведет к срывам, ошибкам, неэффективности принятия законов и законодательных решений, нарушениям законности, подрыву авторитета Парламента и престижа депутатской профессии, недостаточной поддержке населением Палаты представителей, утрате гражданами веры в справедливость в обществе и другим негативным последствиям.

Чтобы пресекать зло, утверждать законность, добро и справедливость, депутату надо быть в своих действиях на высоте моральных требований. Парламентская деятельность испытывает и моральную стойкость депутата, способность устоять перед соблазнами, не воспользоваться некоторыми преимуществами и возможностями положения, депутатскими полномочиями, не поддаваться стремлениям преступного мира подкупить его совесть, честное имя и репутацию. Депутат, не обладающий высокими морально-психологическими качествами, всегда находит десятки оправданий для возведения психологической крепости, ограждающей его совесть от угрызений, заставляя ее молчать, тем самым облегчая переживания по депутатской целесообразности. Морально-психологическая незрелость личности депутата приводит к допущению безнравственности, видимости депутатской работы, нарушениям законности.

Морально-психологические особенности личности депутата выражаются в следующем: стремление постоянно, в любых условиях следовать требованиям гражданского, патриотического, профессионального парламентского долга; нацеленность в жизни и парламентской деятельности на утверждение добра и справедливости, на борьбу со злом и несправедливостью; знание моральных норм, убежденность в их ценности и необходимости, подчинение им своего личного поведения в повседневной жизни и парламентской деятельности; глубокое понимание избирателя, признание его достоинства, прав, интересов и жизни как высшей социальной и духовной ценности; понимание связи своей депутатской деятельности с вопросами морали, убежденность в необходимости достижения не

только правовых, но и высоких моральных результатов; умение и стремление всегда разбираться в моральных нормах, тонкостях своего профессионального поведения и действий, учитывать их при рассмотрении, обсуждении и принятии проектов законов и законодательных решений; стремление всегда быть на высоте моральных требований и выполнять их не ради законодательного решения, исходя не из страха перед избирателями (лобби), а по внутренней моральной потребности; обладание высокой морально-психологической устойчивостью при действии факторов, подталкивающих его к отступлению от моральных норм; умение сохранять оптимально бодрое, здоровое морально-психологическое настроение в любой парламентской ситуации.

Такое поведение и действия регулируются личностным комплексным психологическим образованием, профессиональной подготовкой, психологической и нравственной культурой депутата. Это именуется морально-психологической подготовленностью и имеет свою внутреннюю структуру.

Психологический анализ законотворческой деятельности позволяет выделить ряд этапов прохождения законопроекта, через которые происходит движение к конечной цели – получению информации об эффективности предлагаемых правовых норм. Особенно важно четкое представление целей, на достижение которых направлена вводимая правовая норма, осознание того, какие формы человеческого поведения требуют расширения либерализации либо репрессий, а какие – их осуждения, каковы психологические механизмы общепревентивного воздействия норм права. Одним из главных результатов психологического анализа законотворческой и внепарламентской деятельности должно явиться создание профессиограммы депутата, представляющей собой комплексное отражение основных сторон этой деятельности, а также личностных качеств, которые в ней реализуются.

У депутатов с разной интенсивностью проявляются те или иные стороны законодательной деятельности, отмечают О.Н. Булаков, И.С. Крылов, Р.М. Романов [1; 2; 4, с. 203–204; 5]. У каждой конкретной личности, занятой законотворческим процессом, та или иная сторона может доминировать на базе развития личностных качеств. Как отмечал А.С. Косопкин, «законотворческая деятельность налагает особые требования к депутатам как субъектам принятия решений: умение отстаивать свою точку зрения, дискутировать, аргументировать свою позицию в состязательном споре» [3, с. 18]. Профессионально важные качества депутатов обусловлены их взглядами, направленностью и последовательностью мировоззрения, которое способствует выработке понимания социальной значимости своей профессии, идейной убежденности, воспитывает чувство долга, справедливости, объективности, честности как комплекса профессиональных функций, а также предопределяет активность личности как стремление принимать деятельное участие в жизни общества, проявляя при этом социально важную инициативу. Сложность и ответственность деятельности по осуществлению законодательного решения требуют мобилизации всех способностей личности депутата, поскольку эти способности прямо зависят от ее психологической структуры и избранной депутатской профессии. Профессиональные функции влияют на формирование психических свойств и качеств личности, подчиняя их требованиям, предъявляемым к данной сфере деятельности, поэтому каждый субъект права законодательной инициативы должен сознательно совершенствовать психологические качества собственной личности, анализировать их состояние применительно к избранной профессии. Большое значение имеет понимание личностью социальных функций, которые она выполняет в связи с осуществлением законотворчества. Социальная значимость этих функций определяет нравственную модель личности, создает структуру такой профессиограммы, которая включает многие направления законотворческой и внепарламентской деятельности.

В психологических исследованиях последнего времени не анализируется структура профессиограмм, относящихся к деятельности законодательного органа. Профессиограмма депутата должна включать подробное описание всех сторон его парламентской (законотворческой) деятельности, необходимых качеств, знаний, умений, навыков и опыта. Первое исследование профессиограммы депутата принадлежит автору и представляет собой общий психолого-профессиональный портрет личности депутата, основанный на данных психологических и социологических методов изучения его деятельности. Профессиограмма личности депутата, по нашему мнению, – это многоуровневая иерархическая структура, отражающая все основные стороны профессиональной парламентской деятельности, а также личностные качества, умения и навыки, которые реализуются в законотворческой и внепарламентской деятельности. Профессиограмма депутата состоит из нескольких блоков, последовательно включающих определенные стороны его деятельности. К ним отнесены:

– целеполагающе-законотворческая деятельность, которая определена как основная, поскольку формирование направленности, общественных целей и их реализация путем законотворческой деятельности, парламентского воздействия на все компоненты законодательной системы являются главной особенностью данного явления в контексте современного управления обществом. Она проявляется в процессе уяснения смысла, цели и содержания предлагаемых законопроектов, законодательных решений. Кроме того, деятельность депутатов в рамках обсуждения вопросов и принятия законопроектов, правовых решений предельно регламентирована, что неизбежно накладывает отпечаток на психологическую составляющую законотворческой деятельности. Профессиональная направленность депутата – особая система его побуждений к применению своих сил и способностей

в укреплении законности, прав человека и правопорядка в стране с помощью принятия проектов законов. Она характеризуется отношением депутата к принятию законопроектов как к высшей социальной и жизненной ценности, к борьбе за законность, права и свободу человека и правопорядок, к законодательной деятельности, как отвечающим главным своим особенностям и потребностям установкам на использование законных и цивилизованных способов решения депутатских полномочий. Направленность – ведущее психологическое свойство личности, в котором представлена вся система ее побуждений к жизни и деятельности, определяющая избирательность отношений, позиций и активности;

– интеллектуально-волевая законотворческая деятельность – волевая направленность мышления на решение определенных законотворческих задач, способность обеспечить разрешение спорных ситуаций, анализ собранной информации по проекту закона и выдвижение на базе ее анализа и специальных психолого-юридических знаний рабочих вариантов эффективности предлагаемых правовых норм законопроекта;

– поисковая законотворческая деятельность заключается в собирании исходной психолого-правовой информации, необходимой для подготовки и принятия законопроекта, законодательного решения, разработки критериев и показателей эффективности норм права. Личностные качества депутата: профессионально-психологическая наблюдательность, любознательность, устойчивость и концентрация внимания, высокая ориентация на дело;

– аналитическая законотворческая деятельность – изучение, обобщение и осмысление критической информации о проекте закона, способность к усвоению социальной сущности парламентских решений, предвидению их последствий, оценка законотворческой деятельности всех ветвей государственной власти;

– коммуникативная сторона деятельности депутатов проявляется в ходе общения с коллегами и иными субъектами права, с представителями органов государственной власти, избирателями и включает также умение отстаивать свою точку зрения, дискутировать, аргументировать свою позицию в состязательном споре. Заключается в получении необходимой психолого-правовой информации в процессе разработки и принятия проекта закона. Особенно большое значение эта сторона деятельности имеет при обсуждении (общественных и парламентских слушаниях, расширенном обсуждении на постоянных комиссиях) проекта закона. Коммуникативная деятельность способствует развитию взаимодействия и взаимосвязи депутатов, государственных органов и организаций, создает социальные цепочки отношений различных субъектов права. Для данной деятельности необходимы следующие качества: общительность, эмпатия, рефлексия, эмоциональная устойчивость, чуткость, умение выступать на пленарных заседаниях и иных мероприятиях, умение слушать человека, умение говорить с ним;

– удостоверительная законотворческая деятельность – приведение всей полученной информации по проекту закона в специальную, законом предусмотренную форму (изменение, исключение, дополнение либо создание новых правовых норм) или виде заключения, обоснования, предложений и т. п. Личностные качества депутата: аккуратность, пунктуальность, грамотность;

– прогностическая парламентская деятельность – прогнозирование развития законотворческих и политических процессов в Палате представителей и в стране в целом, особенностей профессиональной парламентской деятельности и возможных результатов (в т.ч. и отрицательно влияющих на общее состояние дел в тех или иных сферах деятельности) депутатской работы, поведения парламентариев. Личностные качества депутата: интуиция, способность предвидеть, мысленно проигрывать события и др.;

– организационная парламентская деятельность проявляется в соответствии с распределением статусных ролей и функциональных обязанностей в вопросах планирования и организации процесса принятия законопроектов, законодательных решений, а также в волевых действиях по реализации и проверке законотворческих вариантов и планов по эффективности предлагаемых правовых норм закона. Статус депутата в целом предполагает самостоятельность в реализации депутатских полномочий. Она подразделяется на следующие аспекты: самоорганизованность, воля, собранность, целеустремленность, настойчивость, организаторские способности в работе с избирателями и при принятии законодательного решения. В частности, организаторские способности депутата проявляются в нескольких направлениях его деятельности: самоорганизации, выражающейся в дисциплинированности, правильном распределении времени, выполнении различных депутатских полномочий; организации деятельности других лиц, участвующих в законотворческом процессе; организации и координации деятельности учреждений, выполняющих законодательное обеспечение применительно к возникшим ситуациям. В организации работы депутатов важное значение имеет способность противостоять отрицательным эмоциям. Они могут быть сведены к минимуму за счет глубокой уверенности в значимости выполняемой законотворческой работы, ее высокой социальной полезности, а также удовлетворения, которое приносит решение по проекту закона либо по другим вопросам жизнедеятельности избирателей;

– информативно-представительская деятельность связана с обеспечением депутатом представления интересов избирателей своего округа и политических партий. Депутаты, определяя и отстаивая свою позицию в отношении предлагаемых парламентских решений, олицетворяют волю делегировавших их избирателей. Она носит характер обратной связи: обеспечение субъектов права (депутатов)

Читать дальше


Просмотров: 2368 | Добавил: x5443x | Теги: законодательный орган, структура, профессионально важные качества, профессиограмма, депутат, парламентская (законотворческая) де | Рейтинг: 0.0/0
...




Copyright MyCorp © 2017