Среда, 22.02.2017, 20:53
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


§ 2. Выявление признаков преступления, тактика проверочных действий, возбуждение уголовного дела

Поводами для возбуждения уголовного дела по признакам взяточничества (коррупции) обычно являются: заявления граждан (анонимные или именные), статьи и заметки в печати, данные ревизионных управлений, инспекций, контролеров; заявление взяткодателя; непосредственное обнаружение признаков преступления следователем или судом (в частности, при расследовании или рассмотрении другого дела); данные оперативной деятельности. Все приведенные варианты могут быть сведены к двум обобщающим ситуациям: а) поступило заявление или сообщение с указанием конкретных фактов передачи денег, подарков, акций и т. п. должностному лицу или указание на лицо, но без конкретных фактов, за что и когда передавалось вознаграждение, а также сообщение фактов о передаче данным должностным лицом документов, оказания им содействия взяткодателю (коррумпирующей его структуре); б) соответствующие данные получены оперативным путем или в результате инициативного поиска самим следователем.

В рамках этих двух глобальных ситуаций могут быть выявлены признаки, подлежащие как первоначальной проверке, так и позднейшему тщательному расследованию.

В первую группу могут быть отнесены признаки, чаще всего обращающие на себя внимание окружающих. Это уровень благосостояния должностного лица, его времяпрепровождение, поездки в дальнее зарубежье, наличие многокомнатной квартиры, коттеджа, транспортного средства иностранной марки и т. п. К этому могут быть добавлены специфические связи должностного лица с коммерческими (или преступными)'структурами, недосягаемость для простых граждан, невозможность попасть к нему на прием и т. п.

Ко второй группе признаков относятся те, которые характеризуют положение должностного лица: оно правомочно принимать решения, затрагивающие интересы физических и юридических лиц, у которых возникает потребность в реализации этих интересов (создание коммерческих структур и их регистрация, потребность в кредитах, решение вопроса об их выдаче и т. п.) К подобным признакам могут быть отнесены и более сложные варианты, когда в организации, где предполагается наличие коррумпированных служащих, создается такая продуманная и хорошо организованная система защиты от информационного и фактического проникновения посторонних, которая скорее напоминает круговую поруку, нежели диктуемую интересами нормально функционирующего учреждения. Не следует забывать, что одно из проявлений коррупции — это отсутствие гласности в принятии решений (контрактов, проектов и т. п.). И наоборот, гласность, прозрачность бюджета, счетов, доходов — средство борьбы с коррупцией.

К указанным выше признакам примыкают и такие, которые свидетельствуют о некоторых особенностях поведения должностного лица (встречи с криминальными авторитетами, посещение казино, ночных клубов, бань, саун, где регулярно отдыхают представители преступного мира, регулярные встречи с представителями частного бизнеса и т. п.). Немаловажными в доследственной проверке могут быть и такие действия, как выявление совершенных преступлений, способствовавших получению средств для взятки, подкупа, содержания; отмывание капиталов с этой же целью.

И, наконец, последнюю группу могут составить документы — от управленческих (распоряжения, приказы, протоколы) и бухгалтерских до частных (черновые записи, письма) и прочих (счета гостиниц, регистрация автомобиля, приобретение квартиры) и т. п.

Предварительная проверка заявлений или сообщений может осуществляться путем ознакомления и оперативными средствами. Метод ознакомления включает истребование необходимых материалов, документов; изучение документов учета и отчетности, получение объяснений, изучение дел, находящихся в органах прокуратуры, МВД (расследуемых, приостановленных, прекращенных).

Оперативным путем устанавливаются свидетели, соучастники преступления, собираются сведения о взяткодателе, о коррупционерах. При расследовании взяточничества и коррупции, особенно связанных с совершением должностных преступлений, наиболее успешным является реализация всех форм проверки, причем в кратчайшие сроки. При этом предварительная проверка не включает в себя производство следственных действий.

Иногда в заявлениях и сообщениях граждан отсутствует необходимый объем данных о признаках состава преступлений: называется должностное лицо, но не приводятся конкретные примеры получения взятки (когда, от кого, за что); сообщаются конкретные факты получения взятки (содержания коррумпированного чиновника), но со ссылкой на информацию, полученную от других граждан. Нередки случаи анонимных заявлений: письменных или сообщаемых по телефону.

Предварительная проверка подобных заявлений осуществляется в соответствии со ст. 109 УПК РСФСР. При этом из учреждений и организаций могут быть истребованы документы, достаточные для возбуждения уголовного дела по признакам взяточничества или иного должностного преступления. В ходе проверки могут изучаться материалы, по которым раньше было отказано в возбуждении уголовного дела в отношении лица, на которое вновь поступило заявление. С целью проверки могут быть получены объяснения от заявителя и иных лиц. В таких объяснениях следует уточнить обстоятельства того события, сведения о котором содержатся в первоначальном документе.

Проводя проверочные действия и давая задания оперативного порядка, следователь принимает меры к тому, чтобы подозреваемый не узнал о проверке, а если и узнал, то не смог догадаться о ее целях. Так, наряду с материалами, необходимыми для проверки факта взяточничества (коррупции), запрашивают и другие (документы учета, отчетности, переписка с контрагентами и т. п.) (см. схему).

Если заявление (сообщение) о взяточничестве носит анонимный характер, то прежде всего устанавливают, имело ли место действие, за которое, по данным заявителя, получена взятка. Если это установлено, то проверяют законность выполнения этого действия, причастность к нему конкретного должностного лица, обвиняемого в получении взятки. Если в заявлении не указаны взяткодатели, то принимаются меры к их установлению, а также к выяснению личности заявителя и в каких взаимоотношениях он находится с лицами, которых обвиняет.

Если уголовное дело возбуждается по сообщению гражданина, у которого должностное лицо вымогает взятку, то в соответствии со ст. 110 УПК РСФСР оформляется заявление, подписываемое этим гражданином и лицом, его принявшим. При этом заявителю разъясняется ответственность за ложный донос, о чем делается отметка в протоколе о добровольном заявлении. В нем должно быть указано, где работает лицо, вымогавшее взятку, за какие действия (услуги) он ее требует, в какой форме;

когда, где, при каких условиях она должна быть передана и т. д. Если в качестве предмета взятки фигурируют деньги, то указывается сумма, количество купюр, их достоинство, номера. Если передается вещь, указываются ее общие и частные признаки.

Важным моментом стадии проверочных действий является определение достоверности имеющейся информации. Ознакомление с документами позволяет установить факты, отраженные в этих документах (занижение стоимости приватизированного имущества, неоправданное предоставление льготного кредита и т. п.). Сбор информации, поступающей от граждан, позволяет составить представление о личности информатора и его отношениях с взяткодателем (коррумпированным должностным лицом), и определить, какие из сообщаемых фактов и каким образом могут быть проверены.

Для того чтобы проверить достоверность информации о взятке или коррупции, желательно получить данные по нескольким каналам, из нескольких независимых друг от друга источников.

После проверки исходных данных и возбуждения уголовного дела могут быть выдвинуты следующие общие версии: а) факт дачи-получения взятки или ее вымогательства имел место; б) подкуп государственного служащего, оказание ему различного рода услуг осуществляются систематически; в) получения взятки (коррумпированности) не было, имел место оговор должностного лица; г) заявитель ошибочно истолковал слова и действия должностного лица как вымогательство взятки;

д) должностное лицо правомерно получило вознаграждение (гонорар, наследство, возвращенный долг и т. п.), не совершая каких-либо действий в интересах третьих лиц (структур).

Наряду с этими общими (наиболее типичными) версиями должны' строиться и версии частные; они могут касаться субъектов взяточничества и коррумпированных деятелей, связей этих субъектов между собой, мотивов, характера их действий. Необходимо построить версию и о ситуации, в которой реализуется или будет реализовываться взяточничество (коррупция). Эта версия должна касаться места, времени, обстановки, возможного отражения действий в документах, иных материальных источникам. При расследовании эпизодов взяточничества должна проверяться и версия о технологии передачи-получения взятки: месте передачи, способе, используемых при этом технических средствах, тайниках, сопутствующих процедурах и т. д.

Важной является и такая частная версия, которая способствует отысканию материально 4:)икcиpoвaнныx следов (прямых или косвенных доказательств) дачи-получения взятки. Это могут быть уже оставленные, но еще не обнаруженные следствием следы (совместного пребывания, переданных денег или ценностей и др.), в том числе и те, которые могли или должны были возникнуть с учетом конкретной обстановки, следы, которым еще предстоит быть оставленными в момент передачи взятки, где планируется задержание (обнаружение предмета взятки, следов рук взяткодателя на упаковке денег, предмета и т. п.).

Глава 50. Расследование должностных преступлений

§ 2. Выявление признаков преступления, тактика проверочных действий, возбуждение уголовного дела


...




Copyright MyCorp © 2017