§ 2. Возможности судебных экспертиз в раскрытии и расследовании преступлении
Следствие и суды широко используют возможности экспертиз в деле установления истины. Такому положению способствуют два обстоятельства: прежде всего сама природа экспертизы как средства объективного получения сведений о фактах, а также то, что судебная экспертиза постоянно совершенствуется, привлекая себе в помощь новейшие достижения научно-технического прогресса.
Осуществляется это двояко. Прежде всего за счет использования новых, более совершенных методов, увеличиваются возможности исследования традиционных объектов с целью извлечения информации большей, чем это было доступно ранее. И, во-вторых, становится возможным исследовать новые, ранее недоступные объекты. Указанное направление нередко приводит к созданию новых видов (родов) экспертиз. Так, в свое время появились экспертизы судебно-фоноскопические, взрывотехнические, создается судебно-лингвистическая экспертиза, инженерно-компьютерная и др.
Для проведения экспертных исследований привлекаются, как известно, познания из самых различных областей науки, техники, искусства, ремесла[1].
Для того чтобы определить, какая должна быть проведена экспертиза, на основе каких специальных познаний, что должно входить в компетенцию эксперта, необходимо правильно классифицировать судебные экспертизы. Приемлемая классификация может быть осуществлена по так называемому триединому основанию: предмету экспертизы, ее объектам и методам исследования. Предмет экспертизы составляют фактические данные (обстоятельства дела), исследуемые и устанавливаемые при расследовании уголовного дела на основе специальных познаний в области науки (техники, искусства).
Объекты экспертизы — это материальные носители информации о фактах и событиях. Это вещественные доказательства (или их копии, модели), документы, трупы и их части и т. д. Методы и методики — это те средства и пути исследования объектов, которые призваны обеспечить извлечение из них криминалистически значимой информации с тем, чтобы ее можно было использовать в процессе доказывания.
В соответствии с предложенным основанием современные судебные экспертизы можно поделить на 10 классов:
криминалистические;
медицинские и психофизиологические;
инженерно-технические;
инженерно-транспортные;
инженерно-технологические;
экономические;
биологические;
экологические;
сельскохозяйственные;
искусствоведческие.
В свою очередь каждый класс делится на роды, а последние — на виды и подвиды экспертиз.
Криминалистические экспертизы. Этот класс достаточно многочислен и включает в себя три рода экспертиз: традиционные криминалистические (трасологическая, баллистическая, почерковедческая, технического исследования документов, портретная). Род новых видов экспертиз, сформировавшихся в последние десятилетия: автороведческая, видеофоноскопическая, взрывотехническая, фототехническая, экспертиза изменения номерных и фирменных знаков. И, наконец, самостоятельный род экспертиз образуют различные виды исследования материалов, веществ и изделий. Сюда относятся виды исследований: объектов волокнистой природы, изделий из стекла и керамики; металлов и сплавов; нефтепродуктов (ГСМ и НП); лаков, красок, эмалей и лакокрасочных покрытий (ЛКП); резины и пластмасс; наркотических и сильнодействующих средств; спиртосодержащих жидкостей; пищевых продуктов; объектов неизвестной природы.
Криминалистические экспертизы были рассмотрены в соответствующих главах, поэтому здесь целесообразно осветить возможности остальных классов (родов).
Судебные медицинские и судебные психофизиологические экспертизы. Этот класс включает 4 рода экспертиз: судебно-медицинскую, судебно-психиатрическую, судебно-психологическую, комплексную психолого-психиатрическую.
В свою очередь род судебно-медицинских экспертиз делится на 3 вида: судебно-медицинское исследование трупов, судебно-медицинское освидетельствование живых лиц, судебно-биологическое исследование вещественных доказательств (крови, волос, выделений организма и т. п.).
Не излагая в данной части учебника всего того, что содержится в учебном курсе судебной медицины, обратим внимание только на ее достижения, вошедшие в современную экспертную практику.
Получившее развитие в последние десятилетия учение о повреждениях позволило судебно-медицинской экспертизе использовать в повседневной практике сведения о повреждающих факторах, их травмирующих свойствах, механизме возникновения повреждений. В итоге существенно расширились возможности установления групповой принадлежности объекта, оказавшего травмирующее воздействие. Это касается транспортных травм, механических повреждений одежды, повреждений, оставляемых холодным оружием.
Направление, условно называемое "медицинская криминалистика", позволило привлечь к такого рода исследованиям достижения трасологии. В результате накоплены существенные данные, позволяющие в отдельных случаях выходить на уровень идентификации травмообразующего объекта (орудия преступления).
Судебно-медицинская экспертиза исследования трупа обогатилась методами определения давности смерти с использованием количественных критериев. Существенно увеличены возможности установления причины смерти (основной, непосредственной) с учетом осложнений при травматической болезни.
Значительно расширены возможности судебно-биологических исследований, использующих современные данные математического моделирования.
Применение при судебно-токсикологических исследованиях новых химических методов и аппаратуры для количественных исследований позволяет установить наличие отравляющих веществ с большей достоверностью и точностью.
В области судебно-психиатрической экспертизы совершенствуется диагностирование неврозов и психозов, уделяется самое пристально внимание медицинским критериям вменяемости и дееспособности. Разрабатываются так называемые экспертные системы[2] с целью обеспечения достоверности экспертных заключений.
Судебно-психологическая экспертиза в отличие от рассмотренных выше экспертиз данного класса не имеет столь отлаженной структуры.
В каждом случае ее назначения следователю предстоит самому найти необходимых специалистов (сведущих лиц), способных провести экспертное исследование. Ими должны быть психологи достаточно широкого профиля.
Как известно, задача экспертизы данного рода — определить причины поведения человека в определенной ситуации, отсутствия должной реакции или реагирования неадекватно ситуации. Чаще всего такого рода экспертиза осуществляется в отношении несовершеннолетних, хотя не исключены и другие варианты.
Комплексная судебная психолого-техническая экспертиза является достижением последнего десятилетия. При ее производстве изучают как психологические, так и психофизические свойства личности. Подобный подход представляется достаточно эффективным и целесообразным в целом ряде случаев. Он позволяет разобраться в сложных аномалиях поведения, получить заключение специалистов примыкающих, но различных специальностей, сэкономить время, которое потребовалось бы для последовательного (а не одновременного) производства психологической и психиатрической экспертиз.
Судебные инженерно-технические экспертизы. В настоящее время в этом классе различают три рода наиболее сформировавшихся экспертиз: пожарно-технические, экспертизы по технике безопасности, строительно-технические. При этом имеют в виду экспертизы, проводимые систематически (а не от случая к случаю); экспертизы, определившие предмет, объекты исследования, круг экспертных задач, имеющих собственные (частные) методики исследования применительно к объектам и задачам исследования.
Однако во всех классах экспертиз всегда остается место для создания новых родов и видов. Так, в данном классе уже в настоящее время просматривается насущная необходимость создания новой инженерно-технической экспертизы, которая условно может быть названа как "инженерно-компьютерная" ("компьютерно-техническая" или просто "компьютерная"). Предметом изучения такой экспертизы станут технические действия, приемы и средства проникновения в компьютерные системы ("взлом системы"), пользование чужими системами, преодоление защитных кодов и т. п.
Пожарно-техническая экспертиза в настоящее время решает задачи, связанные с установлением:
очага пожара и путей распространения огня, времени возникновения пожара, его продолжительности;
технического состояния отопительных и нагревательных приборов, электрооборудования, механизмов, находившихся в зоне пожара, и причинной связи этих объектов с возникновением пожара;
наличия и момента возникновения короткого замыкания;
возможности возгорания горючих материалов от различных источников зажигания и воздействия энергии, излучаемой сильно нагретыми поверхностями;
возможности самовозгорания (теплового, химического, микробиологического) веществ, материалов, смесей при определенных условиях;
горючести веществ, материалов и оценки их пожарной опасности;
технической причины пожара.
Очевидно, что главной задачей при расследовании пожара является установление его причины (поджог, неосторожное обращение с огнем, короткое замыкание в электросети и т. п.). Однако эксперты вправе устанавливать только факты, относящиеся к технической причине поджога и его связь с определенными обстоятельствами, поскольку для этого требуется знание технических закономерностей, применение математических расчетов, проведение химических и физических исследований.
Особенностью пожарно-технической экспертизы (как и иных инженерно-технических) является то, что ее объекты представляют собой вещную обстановку места пожара с фрагментами термических поражений на ней, материалы и вещества, оборудование и механизмы, подвергшиеся воздействию огня. Поэтому чрезвычайно важным является получение экспертом достоверной информации об этих объектах.
Наиболее желательным представляется вариант, когда эксперт (эксперты) лично осматривает объект пожара, излагая результаты этого осмотра в исследовательской части заключения.
При отсутствии такой возможности следователь с полной мерой ответственности должен представлять себе, насколько результаты экспертного исследования будут зависеть от достоверности, полноты и объективности собираемой им информации, отражаемой в протоколе осмотра места происшествия, в планах, схемах, на фотоизображениях, в протоколах допросов свидетелей.
Судебная экспертиза по технике безопасности труда в различных областях промышленного и сельскохозяйственного производства, а также строительства.
Основная задача экспертиз этого рода — установить причины и условия, способствующие возникновению несчастных случаев в процессе производственной деятельности. Они могут быть условно поделены на две основные группы: технические и организационно-правовые. Обе группы, как правило, взаимосвязаны между собой. К первой могут быть отнесены следующие причины и условия:
недостаточность или неисправность предохранительных приспособлений, опасных зон работ и движущихся частей машин;
эксплуатация машин и оборудования с отступлением (нарушением) от установленного технологического регламента;
конструктивные дефекты зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, обусловленные техническими недостатками и ошибками при строительстве, сооружении, проектировании.
Ко второй группе относятся:
неправильная организация рабочего места;
недостаточность технического контроля за работающими;
недостатки в обучении и инструктаже работающих безопасным методам труда;
привлечение неквалифицированной рабочей силы и лиц, не достигших совершеннолетия;
нарушение внутреннего трудового распорядка рабочими и служащими;
отсутствие или игнорирование заградительных знаков;
небрежность и невнимательность рабочих и других пострадавших, объясняемые низкой производственной дисциплиной.
Как видно из приведенного (приблизительного) перечня, причины и условия, относящиеся к каждой из групп, взаимосвязаны, равно как и обстоятельства, относимые к разным группам.
При установлении указанных обстоятельств важное значение имеет первичная документация, в том числе акт, составленный техническим инспектором труда профсоюза, осмотр места происшествия, проводимый с участием специалиста и представителя администрации, показания потерпевших, свидетелей, очевидцев; документация, связанная с охраной труда на данном участке (журнал инструктирования, инструкции, правила по технике безопасности и т. п.).
Судебная строительная инженерно-техническая экспертиза разрешает задачи, связанные с установлением нарушений нормативных актов, регулирующих порядок составления проектно-сметной документации, документации на строительно-монтажные и ремонтные работы, выявляет завышение объема строительства и т. п.
Более детально эти задачи могут быть представлены в виде следующего ориентировочного перечня, связанного с определением:
обоснованности составления проектно-сметной документации в соответствии с действующими строительными нормами и правилами (СНиП);
соответствия действующим положениям СНиП технического и авторского надзора за строительно-монтажными (ремонтно-строительными) работами;
качества работ;
соответствия объемов работ по нарядам и актам и фактически выполненных работ, установленных контрольными обмерами;
правильность применения расценок работ, норм на списание стройматериалов, требований и правил техники безопасности;
использования материалов надлежащего качества и соблюдения госстандартов;
правильности выплаты премий;
правильности составления отчетности;
технического состояния оборудования, машин, станков, механизмов, защитных приспособлений, предохранительных устройств;
соответствия действий рабочего или должностного лица нормам (правилам), регулирующим данную деятельность. .
Разумеется, приведенный перечень задач является приблизительным, так как едва ли возможно дать исчерпывающий перечень вопросов, решаемых конкретной строительно-технической экспертизой. Они определяются в каждом случае обстоятельствами дела.
В зависимости от характера поставленных перед экспертом задач ему в качестве объектов исследования направляются: проектно-сметная документация, договоры подряда на проведение работ, исполнительная документация (журналы работ, журналы надзора и т. п.); наряды, акты обмеров, материалы обследований "и т. п.
Судебные инженерно-транспортные экспертизы. В этот класс входят экспертизы: автотехнические, железнодорожно-технические, авиационно-технические, водно-транспортно-технические.
Наиболее сформировалась (осуществляется с 1960 г.) судебная автотехническая экспертиза (САТЭ.). В настоящее время она проводится во всех экспертных лабораториях МЮ РФ и в РФЦСЭ, а также в ЭКЦ и ЭКО МВД РФ. Экспертизой наработан большой теоретический и методический материал, обеспечивающий достоверность заключений и единообразие применения методик, коэффициентов, расчетных формул.
.. Задачи САТЭ достаточно многообразны, поэтому лучше рассматривать их в сгруппированном виде в зависимости от ситуации дорожно-транспортного происшествия (ДТП). Такими видами в настоящее время являются:
экспертное исследование технического состояния транспортного средства;
определение механизма ДТП;
транспортно-трасологическая экспертиза;
инженерно-психологическая экспертиза;
экспертиза дорожно-транспортная (определение состояния дороги).
По первому виду экспертиз, связанных с техническим состоянием транспортного средства (ТС), устанавливаются:
наличие неисправностей ТС и времени их возникновения (до ДТП, во время, после);
влияние неисправностей на возникновение и развитие ДТП;
соответствие состояния ТС нормам и требованиям безопасности движения;
причинно-следственные связи между неисправностью и ДТП;
состояние деталей на основе, их химико-металлографического исследования.
По второму виду экспертиз, связанных с установлением механизма ДТП, задачи должны быть поставлены применительно к различным ситуациям:
а) столкновение ТС, наезд на стоящее ТС или иное неподвижное препятствие:
определение траектории и характера движения ТС до удара;
определение взаиморасположения ТС при столкновении;
.установление места столкновения, удара;
определение скорости ТС до удара (столкновения);
б) наезд на пешехода (переезд):
определение траектории и характера движения ТС и пешехода до наезда;
установление места наезда;
определение скорости движения ТС до наезда и режима движения (торможение, занос, пробуксовка и т. п.);
в) опрокидывание ТС:
определение траектории движения ТС до опрокидывания;
установление технической причины и механизма потери устойчивости;
г) установление некоторых обстоятельств ДТП, могущих иметь место в различных ситуациях:
возможных траекторий движения ТС и других объектов в заданные моменты времени;
расположения ТС в заданные моменты времени;
скорости движения ТС в заданные моменты времени;
тормозного и остановочного пути;
времени, затраченного на преодоление определенных участков;
пути, времени и скорости движения пешехода;
д) исследование действий водителя:
как он должен был действовать с точки зрения безопасности движения;
какими нормами ПДД должен был руководствоваться водитель в данной дорожной ситуации;
установление причинной связи между действиями водителя и наступившими последствиями.
По третьему виду экспертиз (транспортно-трасологических) могут быть решены следующие экспертные задачи:
не оставлены ли следы ходовой частью проверяемого ТС;
в каком направлении двигалось ТС;
каков был режим движения ТС;
каковы признаки протектора, отобразившиеся в следах, шиной какой модели оставлен след;
какие дефекты имеет шина, судя по следам, результатом каких неисправностей явились эти дефекты;
какова модель ТС, оставившего следы ходовой части;
определить следы первичного соударения ТС, их направленность, характер, динамику возникновения;
каким видам ТС присущи детали, оставившие следы;
какими частями ТС оставлены следы на одежде и теле пострадавшего;
место нахождения человека в салоне (кабине) ТС, судя по следам на его одежде и теле[3].
По четвертому виду — инженерно-психофизиологической экспертизе водителя — могут быть разрешены следующие экспертные задачи:
установление возможности своевременной оценки данным водителем опасной ситуации;
время реакции водителя в зависимости от конкретной обстановки;
установление возможности неправильного восприятия водителем дорожной обстановки;
установление возможности предотвращения водителем ДТП с учетом воздействующих на него психофизиологических обстоятельств;
исследование психофизиологического состояния и действий пешехода.
По пятому виду — экспертиза состояния дороги, дорожных условий и внешней среды — может быть:
исследовано состояние дорожного покрытия, определен коэффициент сцепления (замедления) на участке ДТП;
исследованы элементы дороги, участков, обочин;
определены коэффициенты сопротивления перемещению транспорта на поверхности дороги, на обочинах;
определена обзорность из кабины водителя с учетом конкретного места, наличия помех и т. п.
Столь подробное изложение всего многообразия задач САТЭ не является случайным, причин для этого несколько. Первая и основная— широкая распространенность ДТП и решающее значение экспертизы для их расследования. Во-вторых, многие из приведенных задач справедливы и для других видов инженерно-транспортных экспертиз (железнодорожных, авиационных, водно-транспортных). В особенности это касается технического состояния транспортного средства и механизма происшествия, задач психофизиологического исследования лиц, отвечающих за безопасность движения (пилотов, машинистов и т. д.).
Говоря о трех других родах инженерно-транспортных экспертиз (железнодорожных, водно-транспортных, авиационных), необходимо отметить, что в государственных судебно-экспертных учреждениях (ЭКО МВД, СЭУ МЮ РФ) такие экспертизы не проводятся. В каждом случае следователю предстоит найти независимых экспертов необходимой специальности и сформулировать вопросы с учетом конкретной ситуации, ориентируясь на общую направленность экспертных задач, приведенных выше.
|