Воскресенье, 26.02.2017, 15:41
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Для преподавателя ИЯ сверхзадачей является обучение коммуникации в искусственно создаваемых условиях. Стремление преподавателя к достижению сверхзадачи мы определяем как сквозное действие преподавателя через осуществляемую им методику (табл. 1).

Мы рассматриваем систему Станиславского как метафору продуктивной организации иноязычной обучающей деятельности, где в арсенале преподавателя – комплекс обучающих приемов и средств невербалики, а отношения «преподаватель – учащийся» основаны на доверии, взаимопонимании, анализе поведенческих причинно-следственных отношений. Системой Станиславского обычно условно называют сценическую теорию, метод и артистическую технику. Задуманная как практическое руководство для актера и режиссера, она в дальнейшем приобрела значение эстетической и
профессиональной основы сценического искусства, основы техники общения и поведения. Современные лингводидактика, психолингвистика и продуктивная методика обучения ИЯ вынуждены опираться на подобные системы.

Применяя идеи Станиславского к обучению ИЯ в комплексе аудиторных и неаудиторных занятий, необходимо выделить понятия «эффективность педагогического общения», «повышение эффективности педагогического общения». Недооценка преподавателем значения навыков педагогического общения, неумения понимать собеседника, незнание «языка тела» и основных положений теории Станиславского ведет к возникновению психологических барьеров во взаимопонимании людей (неумение слушать и слышать обучаемых, «читать» и понимать собеседника, анализировать поведение  собеседника, соотносить вербалику и невербалику окружающих).

Педагогическое общение обладает спецификой по сравнению с другими видами общения и выполняет следующие функции: познание личности обучаемых; передача (обмен) информации; организация деятельности; обмен эмоциями: понимание психологического состояния обучаемого: самореализация и самоутверждение (как преподавателя, так и учащегося).

Выделяются следующие условия эффективного педагогического общения на основе предлагаемой системы обучения в комплексе средств невербалики, вербалики, паралингвистики, которые характеризуют современный уровень организации обучения: а) использование активных методов обучения; б) создание атмосферы взаимного уважения, доверия и понимания; в) умение владеть вниманием аудитории; г) опора на активность обучаемых; д) оправданная смена видов деятельности; е) опора на положительное подкрепление, вера в успех; ж) общение в режиме равноправного
диалога; з) умение и стремление понять другого человека в контексте требований конкретной ситуации общения; и) гибкость, готовность проявить инициативу в общении и передать ее партнеру.

Среди качеств преподавателя, которые наиболее значимы для эффективного общения, необходимо выделить следующие: доброжелательность, инициативность, открытость, способность к рефлексии, спонтанность, умение слушать, «читать» собеседника, умение располагать к себе, уверенность в себе. Перечисленные качества и умения преподавателя представляют собой эталонные требования педагогического общения, которые предъявляются современным уровнем организации учебного процесса в вузах, широким внедрением методов активно развивающего обучения. Профессиональное становление преподавателя ИЯ вуза требует использования в своей работе элементов системы Станиславского (учение о сверхзадаче и сквозном действии), а также практического овладения основами педагогической техники общения: техникой дыхания, речи, применения средств выразительности, овладение основами ораторского искусства, невербальных компонентов педагогического общения.

Следовательно, базовые положения рассматриваемой системы позволяют заключить, что:

– любое обучение (как понятие консервативное) требует актерства (лицедейства, перевоплощения, использования масок), т.к. обучение есть процесс, изменяющий поведение;

– техника актерской игры состоит в умении заставлять себя двигаться, разговаривать и думать по-разному: изменения в манере двигаться, говорить, думать ведут к изменениям в наших ощущениях и эмоциях;

– в педагогической практике существует отчетливо видимый постоянный элемент актерства (при обучении ИЯ мы учим развивать не только память, но и сообразительность в способах восприятия информации);

– только при хорошей режиссуре роль, которую мы играем на сцене учебной аудитории, будет удовлетворять нас, а преподаватель сможет реализовать надежные технологии достижения заданных параметров обученности;

– система К.С Станиславского обосновывает множество факторов, влияющих на парадигму отношений между методической системой и всей совокупностью детерминирующих ее специфику принципов. К.С. Станиславский показал, как применять эти принципы на практике. Система – это метод воздействия на подсознание через сознание. Она учит нас так выбирать мысли и действия, чтобы включались нужные чувства вместе со своими физиологическими проявлениями («быть, а не казаться»);

– каждая мысль, настроение, намерение выражаются внешним образом – каким-то движением. Выбирая жесты, движения, манеру говорить, актеры (преподаватели), моделирующие различные ролевые отношения и речевые ситуации, воссоздают эмоциональную жизнь своих персонажей. И все их поведение на сцене учебной аудитории делается естественным и соответствующим замыслу драматурга (лингводидакта, методиста, автора учебника).

Внеаудиторные формы обучения наряду с аудиторными являются равновеликими составляющими единого учебно-воспитательного комплекса.

Среди разнообразных вышеперечисленных форм внеаудиторного обучения недостаточно исследовано обучение ИЯ приемами и средствами театрализации. Изучение наследия К.С. Станиславского применительно к реалиям вуза требует адаптации и раскрытия его основных положений об актерском мастерстве, предлагаемых обстоятельствах, сверхзадаче и сквозном действии.

Список литературы

1. Станиславский, К. С. Моя жизнь в искусстве / Предисл. Т. Дорониной. – М.: Вагриус: АСТ, 2000. – 443 с.

2. Коломенский, Я. Л. Психология общения. – М.: Знание, 1975. – 136 с.

3. Рюкле, Х. Ваше тайное оружие в общении: Мимика, жест, движение. – М.: Инер-эксперт, 1996. – 280 с.

4. Соколова В. В. Культура речи и культура общения. – М.: Просвещение, 1996. – 192 с.

5. Тайгер, Б. Читать человека как книгу / Пер. с англ. А.В. Сверчкова. – М.: АСТ, 2001. – 284 с.

6. Чиркова, Е. И., Колотов, В. Я. Учебные задания и иллюстративные материалы по применению невербалики и паралингвистики в процессе обучения общению на иностранном языке. – СПб.: ВИТУ, 2002. – 364 с.

7. Холл, Э. Как понять иностранца без слов. – М.: Арт пресс, 1995. – 217 с.

8. Николаева, Т. М. Невербальные средства человеческой коммуникации и их место в преподавании языка // Роль и место страноведения в практике преподавания русского языка как иностранного / под ред. Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова. – М.: МГУ, 1969. – С. 47–73.

Предыдущая страница


...




Copyright MyCorp © 2017