Понедельник, 25.09.2017, 20:06
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Самовоспитание через призму развития самосознания человека

Предыдущая страница

преодоления социальных противоречий, социальной защиты прав ребёнка на достойную человеческую жизнь. В деятельности необходимо глубоко понимать потенциальные, внутренние возможности человека, постоянно находиться в поиске, в диалоге с самим собой, то есть развивать своё самосознание.

По мнению Л. Фейербаха, «истина заключается лишь в единении «Я» с «Ты». В.С. Библер по данному поводу отмечает: «Для доказательства необходимы два лица; мыслитель развивается при доказательстве; он сам себе противоречит, и лишь когда мысль испытала и преодолела это противоречие с самим собой, она оказывается доказанной. Доказывать значит оспаривать… Диалектика не есть монолог умозрения, … но диалог умозрения с опытом. Мыслитель лишь постольку диалектик, поскольку он – противник самого себя. Усомниться в самом себе – высшее искусство и сила» [7, с. 8].

Мнения учёных совпадают в том, что прежде чем пытаться понять другого человека и тем более сделать отношения между людьми позитивными, оказать помощь, пытаться повлиять на того другого, следует обратиться к самому себе, вести внутренний диалог, искать истину.

Таким образом, сравнительный анализ некоторых представленных в данной статье философских и психологических учений даёт широкую панораму концепций самосознания. При раскрытии генезиса сознания и самосознания невольно высветились наиболее существенные позиции относительно проблемы самосознания, которые могут стать основанием исходного контекста исследования – самовоспитания человека.

Представленные выше концепции позволяют выделить основные направления видения проблемы самосознания и его развития:

– в проблеме самосознания сочетается мораль и самопознание, развитие самосознания обусловлено нравственным самосовершенствованием человека;

– проблема самосознания предстаёт как «внутренний вопрос» познания абсолютного духа. Саморазвитие субъектом своих скрытых сущностей определяется слиянием индивидуального и всеобщего;

– развитие самосознания многомерно и полимодально, что порождает разные аспекты самосознания несводимые друг к другу;

– философия понимает самосознание как процесс осознания личностью себя в системе общественных отношений;

– современные философы освещают гуманистическую направленность, креативность и диалогичность процесса развития и протекания самосознания.

Сознание и самопознание человека есть прежде всего область самосознания его личности, сугубо личностное образование, существенно определяющее психологический и личностный облик человека, его позицию и способ существования в любой профессиональной области.

В итоге отношение личности к себе, возникая как результат деятельности самосознания, является одним из фундаментальных её свойств. Личностно зрелый человек способен изменить окружающую действительность, сознательно влияя на неё, стремится жить в согласии с самим собою, пытается найти своё место и роль в сложных современных процессах. Более того, реализуя внутренние резервы, мировоззренческие взгляды, поведенческие установки, самооценку, человек способен изменить самого себя.

Способность человека к разумному мышлению не является врождённой, её необходимо формировать и развивать. Процессы самопознания необходимы для углублённого понимания жизни во всей её многосложности и для лучшей ориентации в жизни современного человека.

Подводя итог, следует отметить, что в процессе самопознания, человек вынужден всмотреться в себя, и когда ему случается увидеть себя со стороны, происходит позитивный сдвиг в сознании, т.к. далеко не всё может быть удовлетворительным и заставляет самосознание любого человека не оставаться к себе равнодушным, а значит, влиять на свое самовоспитание. Проблема самосознания личности находится в центре философского поиска и должна выступить исходным элементом построения психолого-педагогических парадигм развития самовоспитания человека в современном мире.

Список литературы

1. Кант, И. Соч. В 6 т. – Т. 6. – М.: Мысль, 1966. – 564 с.

2. Мамардашвили, М. К. Стрела познания (набросок естественно-исторической гносеологии). – М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. – 304 с.

3. Мамардашвили, М. К., Пятигорский, А. М. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символе и языке. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. – 217 с.

4. Кулаковская, О. Ю. Становление профессионального самосознания социального педагога : автореф. дис… канд. пед. наук. – Петрозаводск, 2003. – 38 с.

5. Бахтин, М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники : ежегодник 1984-1985. – М.: Просвещение, 1986. – С. 146–147.

6. Горшкова, В. В. Проблема субъекта в педагогике // Межсубъектная педагогика: тенденции развития. – СПб: ИОВ РАО, 2001, – 237 с.

7. Библер, В. С. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в 21 век. – М.: Изд-во политич. литературы, 1991. – 413 с.

Предыдущая страница


...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь