Воскресенье, 26.02.2017, 20:15
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Глава 2. ОГРАНИЧЕННЫЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ИМУЩЕСТВО ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

§ 1. Право хозяйственного ведения имуществом

Право хозяйственного ведения - это субъективное гражданское право, которое представляет собой обеспеченные законом вид и меру возможного поведения субъекта в отношении имущества, закрепленного за ним непосредственно собственником имущества.

Субъектами права хозяйственного ведения являются унитарные предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия, так как имущество этих предприятий находится соответственно в государственной или муниципальной собственности.

Унитарное (государственное, муниципальное) предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого его собственник принял решение о закреплении данного имущества за унитарным (государственным, муниципальным) предприятием, возникает у такого предприятия с момента передачи имущества, если законом, иными правовыми актами или же решением собственника имущества не будет установлено иное (п. 1 ст. 299 ГК РФ; п. 2 ст. 11 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). В хозяйственное ведение предприятия поступают также плоды, продукция и доходы от использования предоставленного в хозяйственное ведение имущества, а также то имущество, которое такое предприятие приобрело по договору или иному законному основанию.

Имущество унитарного предприятия в силу своей принадлежности единому ("унитарному") собственнику - государству, государственному или муниципальному образованию неделимо и по вкладам между работниками предприятия разделено быть не может. Закрепляемое за таким предприятием при его создании имущество образует его уставный фонд, который формируется за счет денег, ценных бумаг, других вещей, имущественных и иных прав, имеющих денежную оценку. Минимальный размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен составлять не менее чем 5 тыс., муниципального унитарного предприятия - не менее чем 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации предприятия (п. 3 ст. 12 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").

По сути, закрепленное за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения имущество практически "уходит" от собственника - государства, государственного или муниципального образования и зачисляется на баланс унитарного предприятия, которое владеет, пользуется, а порой и распоряжается им в пределах, установленных законом или иными правовыми актами, в результате чего имеет место соответствующее ограничение права государственной или муниципальной собственности.

Объектом права хозяйственного ведения является прежде всего само предприятие как имущественный комплекс, который используется для осуществления производственной или иной хозяйственной деятельности (ст. 132 ГК РФ). При этом в состав предприятия как имущественного комплекса могут входить любые виды имущества, предназначенные для его хозяйственной деятельности, в том числе земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, долги, права требования, а также права предприятия на индивидуализирующие его обозначения (фирменное наименование, товарные знаки и др.).

Следует, однако, заметить, что в литературе высказано и мнение о том, что объектом права хозяйственного ведения предприятие как имущественный комплекс не является, поскольку государственным или муниципальным предприятием как имущественным комплексом распоряжается только публичный собственник <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Петров Д.В. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. С. 159 - 169.


Обладателю права хозяйственного ведения принадлежат правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, предоставленным ему его собственником. Объем возможной реализации "триады" правомочий устанавливается законом. В некоторых случаях отдельные вопросы возможной реализации этих правомочий могут быть урегулированы и специальным договором между собственником имущества и тем юридическим лицом, которому оно предоставляется в хозяйственное ведение, например, относительно размера перечисляемой предприятием собственнику имущества части полученной прибыли. Однако объем правомочий субъекта права хозяйственного ведения не может быть изменен, а условия заключенного договора не должны противоречить правовым нормам, в противном случае такие условия являются ничтожными в соответствии со ст. 168 ГК РФ.

В литературе высказывается мнение, согласно которому распределение платежей между государством как собственником имущества и унитарным предприятием является предметом регулирования не гражданского, а бюджетного (финансового) законодательства. Именно поэтому, с позиции сторонников такого подхода, в ст. 295 ГК РФ закрепляется только право собственника на часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия, но не устанавливаются размер и порядок перечисления такой прибыли <1>. Однако полагаем, что такое построение ст. 295 ГК РФ объясняется тем, что данный вопрос может быть решен усмотрением непосредственно субъектов правоотношения, сложившегося между собственником имущества (государством) и унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения.

--------------------------------

<1> См.: Городняя А.В. Правовое регулирование деятельности государственных унитарных предприятий. М.: Изд-во РГТЭУ, 2003. С. 92; Комментарий к законодательству о федеральных государственных унитарных предприятиях / Под ред. Ю.П. Орловского, Н.А. Ушаковой. М.: Юстицинформ, 2001. С. 77.


Содержание права хозяйственного ведения, как любого вещного права, составляют правомочия владения, пользования и распоряжения.

Унитарное предприятие как субъект права хозяйственного ведения осуществляет в отношении закрепленного за ним государственного или муниципального имущества правомочия владения, пользования и распоряжения в пределах, определяемых в соответствии со ст. 294 ГК РФ и ст. 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

Поскольку имущество, передаваемое унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладания собственника-учредителя и зачисляется непосредственно на баланс предприятия, сам собственник уже не может осуществлять в отношении этого имущества, по крайней мере, правомочий владения и пользования (а в значительной мере - и правомочия распоряжения), так как оно становится "распределенным" государственным или муниципальным имуществом (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215 ГК РФ).

Для государственных и муниципальных унитарных предприятий ограничения в отношении государственного или муниципального имущества, передаваемого им на началах хозяйственного ведения, установлены законодательно. Эти ограничения связаны прежде всего со специфичным порядком распоряжения государственным и муниципальным имуществом. Произвольно ограничивать правомочия унитарного предприятия собственник имущества не вправе.

Действующее законодательство предусматривает следующие ограничения в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении юридического лица: вопросы создания унитарного предприятия, определения предмета, целей и видов его деятельности, утверждения устава предприятия, назначения руководителя, контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию на праве хозяйственного ведения имущества, прекращения деятельности (реорганизации или ликвидации) хозяйствующего субъекта и некоторые другие вопросы решает собственник имущества непосредственно (п. 1 ст. 295 ГК РФ). Кроме того, предприятие не вправе без предварительного согласия собственника продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным каким-либо образом распоряжаться этим имуществом (п. 2 ст. 295 ГК РФ). Так, Постановлением Правительства РФ "О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" <1> установлено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом на основании решения Правительства РФ, Председателя Правительства РФ или решения, принимаемого по его поручению первым заместителем Председателя Правительства РФ или заместителем Председателя Правительства РФ, осуществляет согласование сделок федерального государственного унитарного предприятия в отношении закрепленного за ним в хозяйственном ведении находящегося на территории Российской Федерации федерального недвижимого имущества, определенная в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности стоимость которого превышает 150 млн. руб., кроме сделок, связанных с передачей указанного имущества в аренду. Согласование же сделок такого предприятия, связанных с передачей указанного выше имущества в аренду, осуществляется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом с учетом мнения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 6 июня 2003 г. N 333 (с изм. от 17 июля 2009 г.) // СЗ РФ. 2003. N 24. Ст. 2327; 2009. N 30. Ст. 3829.


Согласование сделок унитарного предприятия, подведомственного Министерству обороны РФ, Управлению делами Президента РФ, а также предприятия, за которым закреплено имущество, расположенное в границах морских портов, подведомственного Федеральному агентству морского и речного транспорта, в отношении закрепленного за этими предприятиями в хозяйственном ведении находящегося на территории Российской Федерации федерального недвижимого имущества, определенная в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности стоимость которого превышает 150 млн. руб., кроме сделок, связанных с передачей указанного имущества в аренду, осуществляется Министерством обороны РФ, Управлением делами Президента РФ или Федеральным агентством морского и речного транспорта на основании решения Правительства РФ, Председателя Правительства РФ или решения, принимаемого по его поручению первым заместителем Председателя Правительства РФ или заместителем Председателя Правительства РФ. Согласование сделок такого предприятия, связанных с передачей закрепленного за ним в хозяйственном ведении находящегося на территории Российской Федерации федерального недвижимого имущества в аренду, осуществляется Министерством обороны РФ, Управлением делами Президента РФ или Федеральным агентством морского и речного транспорта.

Унитарное предприятие, имущество которому предоставлено в хозяйственное ведение, обязано часть прибыли, получаемой от использования имущества, передавать собственнику последнего (п. 1 ст. 295 ГК РФ). Статья 17 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" определяет порядок реализации собственником имущества унитарного предприятия права на получение прибыли от использования имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения. Государственное или муниципальное предприятие обязано ежегодно перечислять в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством РФ, уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Однако на сегодняшний день норму о передаче собственнику части прибыли, получаемой от использования имущества, практически реализовать достаточно сложно, поскольку подавляющее большинство государственных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, являются нерентабельными, а нередко и вовсе убыточными. Но это не означает, что в дальнейшем собственник имущества (либо уполномоченный им орган) не будет вносить соответствующие условия в учредительные документы, заключать договоры о перечислении части прибыли собственнику имущества и пр.

В случае возникновения чрезвычайной ситуации или при необходимости для государственных или муниципальных нужд собственник имущества может осуществлять иные, кроме реализации права на часть прибыли, распорядительные действия в отношении своего имущества, находящегося у предприятия в хозяйственном ведении. Например, в случае необходимости собственник имущества может обязать предприятие к исполнению какого-либо задания (например, для государственных или муниципальных нужд) и, возможно, осуществлять некоторые иные распорядительные действия.

Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой определены уставом такого предприятия. Также унитарное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества. Уставом предприятия могут быть предусмотрены также виды и (или) размер сделок, совершение которых без согласия собственника имущества осуществляться не может.

Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (п. 3 ст. 18) предусмотрено, что сделки, совершенные предприятиями по отчуждению имущества вопреки установленным законом ограничениям, являются недействительными как ничтожные. О том, что сделки унитарного предприятия, в результате которых оно лишается возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом предприятия, являются ничтожными независимо от их совершения с согласия собственника, указывалось и в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998 г. N 8 // Вестник ВАС РФ. 1998. N 10. Признано утратившим силу в связи с принятием Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав". См.: Постановление Пленума ВАС РФ от 29 апреля 2010 г. N 23 // Вестник ВАС РФ. 2010. N 7.


Таким образом, собственник имущества (государство, государственное или муниципальное образование) в отношении распределенного государственного или муниципального имущества, соответственно закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения, сохраняет лишь некоторые права, специально оговоренные в законе, т.е. в отношении переданного предприятию имущества права публичного собственника существенно ограничены. Как справедливо указывалось в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", собственник, передав во владение унитарного предприятия имущество, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия.

Обладатель права хозяйственного ведения имуществом вправе истребовать предоставленное ему имущество из чужого незаконного владения от добросовестного приобретателя (в ограниченных ст. 302 ГК РФ случаях), требовать защиты от нарушений, не связанных с лишением владения, и др. То есть права владельца - несобственника имущества защищаются наравне с правами собственника, в том числе и против самого собственника имущества (ст. 305 ГК РФ).

Что касается вопроса о моменте возникновения права хозяйственного ведения, то он связан с вопросом о создании унитарных предприятий.

Государственное или муниципальное унитарное предприятие как субъект права хозяйственного ведения создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарное предприятие может быть создано в случае необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации; необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства; необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий; необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации; необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации; необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной (п. 4 ст. 8 названного Закона).

Право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого его собственник принял решение о закреплении данного имущества за унитарным (государственным, муниципальным) предприятием, возникает у такого предприятия с момента передачи имущества, если законом, иным правовым актом или решением собственника имущества не будет установлено иное (п. 1 ст. 299 ГК РФ; п. 2 ст. 11 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). В хозяйственное ведение унитарного предприятия поступают также плоды, продукция и доходы от использования унитарным предприятием предоставленного ему в хозяйственное ведение имущества, а также имущество, которое предприятие приобрело из иных не противоречащих закону источников.

Прекращение права хозяйственного ведения имуществом возможно по тем же основаниям и в том же порядке, что установлены законодательством для прекращения права собственности: при отчуждении обладателем права хозяйственного ведения имуществом другим лицам, отказе его от принадлежащего ему вещного права, гибели или уничтожении имущества и при утрате данного вещного права на имущество в специально предусмотренных законом случаях. Кроме того, право хозяйственного ведения может быть прекращено в случае правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника имущества.

Не влечет за собой прекращения права хозяйственного ведения имуществом переход права собственности на предприятие (государственное или муниципальное) как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества (ст. 300 ГК РФ). Необходимо обратить внимание, что в данном случае речь идет о передаче предприятия как единого имущественного комплекса, поскольку переход права собственности на отдельное имущество предприятия (например, передача в установленном порядке здания, которым предприятие владело на праве хозяйственного ведения, из государственной собственности субъекта РФ в муниципальную собственность) прекращает право хозяйственного ведения предприятия на это имущество.

Поскольку формирование и становление в Российской Федерации отношений, свойственных рыночной экономике, предполагают создание новой системы хозяйствующих субъектов, прежде всего собственников своего имущества, которые должны полагаться в первую очередь на самих себя, собственными действиями и идеями обеспечивая свое прохождение на рынок, конкурентоспособность и экономическую эффективность свой деятельности, неизбежно возникает вопрос: имеет ли смысл сохранять в гражданском обороте субъекты, не наделенные правом собственности на предоставленное им имущество и призванные реализовывать не столько свои собственные интересы, сколько интересы собственника, предоставившего им имущество, - соответственно государства, государственного или муниципального образования? Собственно, вопрос состоит в том, нужны ли в складывающихся условиях такие субъекты, как государственные и муниципальные предприятия (равно как и государственные и муниципальные учреждения)?

Можно отметить преимущественно две концепции относительно дальнейшего существования таких субъектов, как назвала их И.В. Ершова, - ликвидационную и коммерциолизационную <1>.

--------------------------------

<1> См.: Ершова И.В. Правовой режим государственного имущества в хозяйственном обороте: теоретические основы и пути совершенствования. М.: Юриспруденция, 2001. С. 149 - 150.


Суть первой из них состоит в том, что ее сторонники предлагают полную ликвидацию государственных и муниципальных предприятий, поскольку в условиях существования рыночной экономики сохранять такие субъекты нецелесообразно, на базе государственной и муниципальной собственности их эффективная деятельность невозможна, а потому необходимо их либо ликвидировать, либо приватизировать. Сторонники же второй концепции полагают, что государственные и муниципальные предприятия вполне могут существовать и в условиях рыночной экономики, но функционировать при этом должны, как и все другие рыночные субъекты, в соответствии с законами рынка.

В этой связи следует заметить, что в последнее десятилетие прошлого столетия в российском законодательстве наметилась тенденция на преобразование государственных предприятий, действующих на праве хозяйственного ведения, в предприятия казенные, основанные соответственно на праве оперативного управления. Впервые такой подход был закреплен в Указе Президента РФ "О реформе государственных предприятий" <1>, а далее данная тенденция получила развитие в Концепции реформирования предприятий и иных коммерческих организаций, утвержденной Постановлением Правительства РФ <2>, в которой отмечается, что возможности воздействия государства на унитарные предприятия, действующие на праве хозяйственного ведения, ограничены, а потому они должны быть преобразованы в хозяйственные общества либо в казенные предприятия.

--------------------------------

<1> Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. N 1003 // СЗ РФ. 1994. N 5. Ст. 393. Признан утратившим силу Указом Президента РФ от 13 февраля 2004 г. N 198 (СЗ РФ. 2004. N 7. Ст. 487).

<2> Постановление Правительства РФ от 30 октября 1997 г. N 1373 "О реформе предприятий и иных коммерческих организаций" // СЗ РФ. 1997. N 44. Ст. 5078.


Однако наметившаяся установка на преобразование унитарных предприятий, на наш взгляд, вызывает большие сомнения. Следует согласиться с мнением В.В. Лаптева, полагающего, что "такое преобразование целесообразно лишь в тех случаях, когда предприятия производят необходимую для общества продукцию, но являются нерентабельными или убыточными, в связи с чем их приходится финансировать за счет бюджетных средств. В условиях крайней слабости государственного бюджета страны преобразование всех унитарных предприятий, действующих на праве хозяйственного ведения, в казенные предприятия, финансируемые из бюджета, просто нереально" <1>.

--------------------------------

<2> Лаптев В.В. Законодательство о предприятиях (критический анализ) // Государство и право. 2000. N 7. С. 25.


Преобразование унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в предприятия казенные, с нашей точки зрения, не может и не должно носить повальный характер. Нормально функционирующие в гражданском обороте унитарные государственные и муниципальные предприятия должны продолжать свою деятельность. Потому разумным и целесообразным представляется предоставление таким предприятиям возможности сохранения их нынешнего правового статуса.

Отказ от права хозяйственного ведения предусматривается и в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, по мнению авторов которой нужно устранить существующий в законодательстве дуализм прав на управление имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности, оставив только одно право - право оперативного управления. Однако заметим, что в соответствии с проектом Федерального закона о внесении изменений в ГК РФ (раздел I "Общие положения") ст. 114 ГК РФ, посвященная унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, сохраняет силу, претерпевая лишь некоторые изменения относительно размера уставного фонда таких предприятий. В то же время в разделе II "Вещное право" (опять же согласно проекту Федерального закона о внесении изменений в ГК РФ) право хозяйственного ведения не упоминается вовсе.



...




Copyright MyCorp © 2017