Воскресенье, 26.02.2017, 20:13
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Коррупция в современной России как угроза безопасности государства: история и современность

Предыдущая страница

организациях; оказание государственными служащими прямых или косвенных услуг коммерческим организациям за вознаграждение; предоставление тех или иных льгот, выгод и преференций коммерческим организациям; использование личного либо ведомственного влияния и неформальных связей в корыстных целях; использование информации, официально еще не опубликованной, но ставшей известной государственному служащему; использование служебного положения в целях личного трудоустройства в негосударственной сфере после оставления государственной службы; использование бывшими государственными служащими знания деятельности своего ведомства «изнутри», установившихся там неформальных связей для получения преимуществ своей новой организации; учреждение коммерческих структур с использованием имущества государственных предприятий, на которых должностные лица работают, участие в руководстве этими структурами; обеспечение последним привилегированного положения, использование служебного положения в процессе приватизации государственной и муниципальной собственности; неправомерная передача коммерческим организациям финансов и кредитов, заказов предназначенных для общегосударственных нужд, и т.д.

Таким образом, определяя место и роль коррупции в обществе, следует отметить следующее. Во-первых, коррупция есть форма девиантного поведения государственных служащих, принимающая форму преступного деяния в виде злоупотребления должностными обязанностями в корыстных личных или групповых целях на основе неформальных экономических отношений. Во-вторых, коррупция – это социальный феномен сращивания административного ресурса государства и финансовой власти капитала путем деформации правового поля их взаимного функционирования, т.е. сращивания прав на собственность и исключительного права на власть, формирующих единую сеть неформальной олигархии – узкого слоя собственников экономического и государственного ресурса. В-третьих, коррупция – социальный феномен дисфункций государства на основе снятия правовых и нравственных ограничений в общественных отношениях в целях максимизации корпоративной или личной выгоды.

В современных условиях коррупция имеет все необходимые признаки для признания ее потенциальной угрозой безопасности государства, поскольку коррупция затрагивает интересы общества в целом, различных социальных групп и отдельно взятой личности; коррупция оказывает влияние на внешнюю и внутреннюю политику государства; коррупция влияет на государственно-правовые механизмы, дестабилизирует и тормозит социально-экономическое развитие; формирует определенные деформированные морально-нравственные установки и ориентиры в обществе и т.д. При этом коррупция отрицательно влияет на все сферы жизни общества. Её последствия могут быть политическими, макроэкономическими, микроэкономическими, социальными, духовными, экологическими. Поэтому при выработке более эффективных методов предупреждения и пресечения коррупции в нашем обществе необходимо учитывать социально-экономическую и правовую природу этого явления.

Установление природы коррупционных правонарушений, детерминант их развития, исследование теоретических основ коррупции создает необходимый базис для совершенствования законодательства по борьбе с этим негативным явлением.

В Справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией дано краткое и емкое определение: «Коррупция – это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях» [16]. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1978 г., коррупцией называет «совершение или несовершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие» [17, с. 323]. Европейская конвенция «О гражданско-правовой ответственности за коррупцию» в ст. 2 дает определение коррупции (исключительно для целей данной конвенции), которая означает «просьбу, предложение, дачу или принятие, прямо или косвенно, взятки или любого другого ненадлежащего преимущества или обещания такового, которые искажают нормальное выполнение любой обязанности или поведение, требуемое от получателя взятки, ненадлежащего преимущества или обещания такового». Уголовно-правовая конвенция по борьбе с коррупцией, принятая в Страсбурге 27 января 1999 г., не содержит четкого определения термина «коррупция», а лишь рассматривает ее разновидности [18, с. 317–335].

Таким образом, в международном праве нет единого общепринятого канонического определения коррупции, а договоры, посвященные проблемам коррупции, трактуют ее как злоупотребление, взятку, предложение или принятие любого другого ненадлежащего преимущества или обещания такового. В международном праве нет четких границ для обозначения данного понятия, налицо расширенный перечень деяний, который не исключает специфику законодательства и практики страны-участницы международного договора. Для нас представляется важным признание на международном уровне коррупции экономически негативным явлением и целеустремленное желание сплотить международное сообщество и народы стран-участниц в борьбе с ним.

В национальном законодательстве понятие коррупции было принято недавно. Для целей Федерального закона «О противодействии коррупции» ¹ 287-ФЗ от 25 декабря 2008 г. используются следующие основные понятия:

1) коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;

2) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов коррупции (профилактика коррупции):

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или  ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

интересам общества и государства в конкретных имущественных целях (перечислены). Прямо не упомянуты граждане РФ (интересы личности), юридические лица как посредники коррупции и неимущественные цели и услуги, что, по нашему мнению, довольно существенно.

Предупреждение и преодоление коррупции должно включать меры общесоциального характера,

специального криминологического предупреждения в рамках проводимой правовой политики, направленные на устранение причин и условий совершения коррупционных правонарушений осуществляемые в рамках закона специальными государственными органами [19, с. 260-261].

Антикоррупционная политика может включать в себя следующие основные направления: службы, создание условий для эффективного контроля за распределением и расходованием бюджетных средств укрепление судебной власти, совершенствование правоохранительной системы.

По мнению западных специалистов, коррупции способствуют слабые стороны внутри системы, к которым они относят: отсутствие контроля за действиями подчиненных, слишком большая свобода требования, личные проблемы и т.д.

Особое место в борьбе с коррупцией занимает подбор, обучение и повышение квалификации сотрудников. К сожалению, в настоящее время во многих силовых структурах сложилась ситуация,

Коррумпированности среди молодых специалистов способствует и их нищенская заработная плата, и плохие бытовые условия. Следует пересмотреть порядок обучения и воспитания сотрудников, разработку ряда мер по выработке у них антикоррупционной устойчивости. Особые правила и процедуры должны быть разработаны в отношении спонсорской помощи и различных подарков государственным мер жащим. ны    отношении ограничения вмешательства деятельность сотрудников вышестоящих должностных лиц. К примеру, 85 % следователей считают, что основной способ противодействия расследованию - это вмешательство должностных лиц органов внутренних дел, прокуратуры, исполнительной власти. Организованные преступные формирования, имея коррумпированные связи с должностными лицами высших и региональных властно-управленческих коррумпированности чиновников происходит легализация преступных накоплений в легальную экономику, политические институты, средства массовой информации.

Перечисленные обстоятельства предъявляют повышенные требования к формальным и неформальным институтам государства, его правоохранительным органам по реализации

Список литературы

1. Криминология – XX век / Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2000. - 564 с.

2. Коррупционное поведение в - с стало нормой экономической и правовой

3. Авдишшй, В. И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства: учебное пособие / В.И. Авдинский В.А. Дадалко. - 2-е изд., доп. - М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2010. - 496 с.

4. Сайт Международного агентства Transparency International http://www.transparency. org.

5. Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. А.М. Прохоров. - 4-е изд. - М : Сов. Энциклопедия, 1986. - 1600 с.

6. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., доп. – М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. – 944 с.

7. Политическая коррупция : руководство (справочник) // под ред. В.Т. Левайна. – Нью-Брусвик-Оксфорд, 1988. – 278 с.

8. Гоббс, Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. – М.: Мир, 1936. – 234 с.

9. Бурлаков, А. Д. Коррупция как угроза национальной экономической безопасности: управление процессами вытеснения и нейтрализации : дис. … канд. эк. наук. – СПб.: СПбУЭФ, 2005. – 178 с.

10. Латов, Ю. В., Ковалев, С. Н. Теневая экономика : учебное пособие для вузов / под ред. В.Я. Кикотя, Г.М. Казиахмедова. – М.: Норма, 2006. – 336 с.

11. Дахин, А. В. Коррупция: элементы социологической модели // Коррупция в органах государственной власти: природа, меры противодействия, международное сотрудничество. – Нижний Новгород, 2001. – 492 с.

12. Кузьминов, Я. И. Тезисы о коррупции. – М.: ГУВШЭ, 2000. – 39 с.

13. Попов, Ю. Н., Тарасов, М. Е. Теневая экономика в системе рыночного хозяйства : учебник. – М.: Дело, 2005. – 240 с.

14. Гуров, А. И. Организованная преступность – не миф, а реальность. – М.: Знание, 1992. – 312 с.

15. Лунев, В.В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы: тезисы доклада // Государство и право. – 2000. – ¹ 4. – С. 99–111.

16.  Справочный документ о международной борьбе с коррупцией, подготовленный

Секретариатом ООН. – А / CONF . 169 / 14 . 1995 . 13 апреля; Опыт осуществления практических мер, направленных на борьбу с коррупцией государственных должностных лиц. А / CONF . 169/L. 20 /Add. 3. 1995. 6 мая; Девятый конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. — Каир, 1995. — 29 апреля – 8 мая. А/CONF. 169/16. С. 78–83.

17. Международная защита прав и свобод человека : сборник документов / сост. Г.М. Мелков. – М.: Юрид. лит., 1990. – 360 с.

18. Сборник документов Совета Европы «Защита прав человека и борьба с преступностью» / под общ. ред. В.В. Черникова. – М.: Вердикт, 2005. – 426 с.

19. Голик, Ю. В., Карасев, В. И. Коррупция как механизм социальной деградации. – СПб: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005. – 329 с.

20. Корж, В.П. Коррумпированные связи организованных преступных образований: криминалистический анализ // Государство и право. – 2002. – ¹ 8. – С. 55–58.

Предыдущая страница


...




Copyright MyCorp © 2017