Воскресенье, 19.02.2017, 21:51
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


§ 10. Иные имущественные права на земельные участки

Земельное законодательство Российской Федерации предусматривает наряду с названными выше ограниченными вещными правами на земельные участки и иные имущественные права, в частности право безвозмездного срочного пользования земельным участком и право аренды земельного участка. Хотя данные права и не именуются в ЗК РФ вещными, названы они в гл. 4 Кодекса наряду с ограниченными вещными правами на земельные участки и в них, безусловно, присутствуют некоторые вещно-правовые признаки.

Право безвозмездного срочного пользования земельным участком представляет собой право его обладателя на безвозмездной и срочной основе извлекать из земельного участка его полезные свойства. От права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком данное право отличается наличием срока использования (так как это временное пользование), от права аренды - отсутствием платы за пользование земельным участком.

Согласно положениям действующего земельного законодательства в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться следующие земельные участки. Во-первых, из числа земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления (ст. 29 ЗК РФ) государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления (п. 1 ст. 20 ЗК РФ) на срок не более чем один год. Во-вторых, из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора. В-третьих, из земель отдельных видов организаций, названных ниже, гражданам в виде служебного надела. В частности, служебные наделы предоставляются в безвозмездное срочное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков. При этом категории работников организаций таких отраслей, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В-четвертых, из числа земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления (ст. 29 ЗК РФ) религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения на срок строительства этих зданий, строений, сооружений. В-пятых, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления (ст. 29 ЗК РФ) лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с Федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд <1>, на срок строительства объекта недвижимости. В-шестых, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, предусмотренных ЛК РФ.

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ (с изм. от 3 ноября 2010 г.) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" // СЗ РФ. 2005. N 30. Ст. 3105; 2010. N 45. Ст. 5755.


Таким образом, ЗК РФ предусматривает три вида безвозмездного срочного пользования земельным участком в зависимости от того, кому принадлежит предоставляемый в пользование земельный участок: 1) публичным правовым образованиям (государству, государственным и муниципальным образованиям); 2) физическим и юридическим лицам; 3) организациям отдельных видов отраслей, работники которых имеют право на служебные наделы. При этом для земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, срок безвозмездного пользования устанавливается законом; для земельных участков, находящихся в частной собственности физических и юридических лиц, - соответствующим договором, а в отношении служебных земельных наделов срок пользования зависит от продолжительности трудовых отношений.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное срочное пользование могут быть предоставлены только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также государственным и муниципальным органам на основании акта соответствующего органа исполнительной власти.

Земельные участки, находящиеся в частной собственности физических и юридических лиц, могут предоставляться другим физическим и юридическим лицам на основании соответствующего договора (гл. 36 ГК РФ). Однако при этом следует учитывать законодательный запрет на передачу коммерческой организацией любого имущества (в том числе земельных участков) в безвозмездное пользование лицу, являющемуся его учредителем, участником, руководителем, членом ее органов управления или контроля (п. 2 ст. 690 ГК РФ).

Предоставление организациями служебных земельных наделов своим работникам на праве безвозмездного срочного пользования предусмотрено законодателем только для отдельных отраслей экономики, в частности для транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков. Категории работников данных отраслей, имеющих право на получение служебных земельных наделов, а также условия предоставления таких наделов должны устанавливаться законодательством Российской Федерации и законодательством ее субъектов. Однако до принятия соответствующих законодательных актов сохраняют силу ранее принятые акты в этой области <1>.

--------------------------------

<1> См., в частности: Постановление Совета Министров РСФСР от 20 марта 1965 г. N 369 (с изм. от 21 апреля 1972 г., 26 февраля 1992 г.) "О служебных земельных наделах работников лесного хозяйства и лесной промышленности, охотничьих хозяйств, линейных работников железнодорожного транспорта, автомобильных дорог и речного флота" // СП РСФСР. 1965. N 5. Ст. 24.


Право аренды земельного участка предусмотрено ст. 22 ЗК РФ. Аренда земельных участков осуществляется на основании соответствующего договора аренды, предусмотренного гражданским законодательством (гл. 34 ГК РФ). Особенности аренды земельных участков установлены земельным законодательством, в частности ЗК РФ.

Действующее земельное законодательство позволяет иностранным гражданам и лицам без гражданства иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки только на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных ЗК РФ.

Собственники земельных участков могут предоставить их в аренду в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ. Исключение из этого правила составляют земельные участки, изъятые из оборота, поскольку заняты находящимися в федеральной собственности следующими объектами (п. 4 ст. 27 ЗК РФ): 1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 ЗК РФ); 2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, пограничные войска, другие войска, воинские формирования и органы; 3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды; 4) объектами организаций Федеральной службы безопасности РФ; 5) объектами организаций федеральных органов государственной охраны; 6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; 7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования; 8) исправительно-трудовыми учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями соответственно Министерства юстиции РФ и Министерства внутренних дел РФ; 9) воинскими и гражданскими захоронениями; 10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ.

Согласно Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" объектом аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть только участки, прошедшие государственный кадастровый учет (п. 1 ст. 9). Кроме того, названным Законом установлено и правило о том, что в аренду не могут сдаваться доли в праве общей собственности на земельный участок из числа земель сельскохозяйственного назначения.

Срок аренды земельного участка не является существенным условием договора, ввиду чего договор аренды такого участка может заключаться на определенный и неопределенный срок, т.е. без указания в договоре конкретного срока его действия. По истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды земельного участка на новый срок, за исключением случаев, специально оговоренных ЗК РФ (п. 3 ст. 35, п. 1 ст. 36, ст. 46).

Закон может оговаривать максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды земельных участков или для аренды отдельных видов земельных участков. Так, в частности, согласно п. 3.1 ст. 22 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, заключается на срок, продолжительность которого не может превышать срок резервирования таких земель. В аренду для государственных или муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ земельный участок может быть передан в соответствии с п. 7 ст. 22 ЗК РФ на срок не более чем один год. При этом арендатор земельного участка в пределах срока договора аренды земельного участка обязан по требованию арендодателя привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием; возместить убытки, причиненные при проведении работ; выполнить необходимые работы по рекультивации земельного участка, а также исполнить иные обязанности, установленные законом и (или) договором аренды земельного участка.

Максимальный срок установлен законодателем и для аренды участка из числа земель сельскохозяйственного назначения; он составляет 49 лет (ст. 9 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").

Что касается государственной регистрации договора аренды земельного участка, то такой регистрации подлежит договор аренды и субаренды земельного участка, заключенный на срок более одного года. Если же договор аренды или субаренды земельного участка заключается на срок до одного года, то такие договоры в соответствии со ст. 26 ЗК РФ государственной регистрации не подлежат, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Размер арендной платы за пользование земельным участком, порядок, условия и сроки ее внесения определяются соглашением сторон непосредственно в договоре аренды. В то же время общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством РФ.

Арендатор земельного участка осуществляет в отношении полученного по договору земельного участка правомочия владения и пользования. При этом плоды, продукция и доходы (к примеру, выращенная сельскохозяйственная продукция и др.), полученные арендатором в результате использования арендованного земельного участка, являются его собственностью.

Арендатор земельного участка, за исключением резидентов особых экономических зон - арендаторов земельных участков, вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права в отношении земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка, за исключением передачи арендных прав в залог. При этом заключения нового договора аренды земельного участка не требуется.

Арендатор земельного участка, опять же за исключением резидентов особых экономических зон - арендаторов земельных участков, имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. На субарендаторов распространяются все права арендаторов земельных участков, предусмотренные ЗК РФ.

При продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор данного земельного участка имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу, за исключением случаев, предусмотренных ЗК РФ (п. 1 ст. 36).

При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в п. п. 4 и 5 ст. 22 ЗК РФ, без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления. Изменение условий договора аренды земельного участка без согласия его арендатора и ограничение установленных договором аренды земельного участка прав его арендатора не допускаются. Досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.

По общему правилу земельные участки, изъятые из оборота, не могут быть переданы в аренду. Однако исключения из данного правила могут быть установлены федеральным законом.



...




Copyright MyCorp © 2017