Понедельник, 29.05.2017, 01:18
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



В рассматриваемый период отсутствовали какие-либо нормативные доку­менты, регламентирующие процесс производства выборов. Декрет об изби­рательном праве в уездные съезды, городские и деревенские Советы вышел в свет лишь 28 июня 1918 г. [22]. Он наделял правом избирать и быть избранными в Советы всех граждан РСФСР обоего пола, добывающих средства к жизни производственным или общественно полезным трудом и состоящих членами профсоюзов. Избирательных прав были лишены:

— лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли;

— живущие на нетрудовой доход (проценты  с капиталов, поступления с имущества и т. д.);

— служители религиозных культов;

— служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома;

— лица, признанные в установленном порядке безумными или умалишенными, глухонемые;

— осужденные за преступления.

Однако процесс голосования в этом документе определен не был.

Хозяйственные органы уездов были сформированы в различные сроки. Так, 1 февраля 1918 г. в г. Енотаевске при исполнительном комитете был соз­дан особый отдел уездного хозяйства взамен существовавшего уездного зем­ства, которому поручалось общее руководство хозяйственной жизнью уез­да [7, с. 196]. Отдел и исполнительный комитет были помещены в здании бывшей уездной земской управы.

Структура отдела выглядела следующим образом [7, с. 200]:

— агрономический отдел, штат которого состоял из уездного агронома и его делопроизводителя;

— дорожно-технический отдел, в штат которого входили уездный инженер и его делопроизводитель;

— медико-санитарный отдел во главе с уездным санитарным врачом и его делопроизводителем (санитарным фельдшером);

— отдел народного образования, штат которого состоял из уездного инструктора и его делопроизводителя;

— отдел бухгалтерии в составе счетовода, счетчицы и кассира;

— отдел статистики, который представлял собой один статистик.

Во главе отдела находился комиссар, который одновременно являлся чле­ном исполнительного комитета, в чьи обязанности входило:

— составление штата служащих;

— еженедельное представление в Совет докладов и отчетов о течении хозяйственной жизни в уезде как по сообщениям с мест, так и по личным на­блюдениям;

— инструктирование волостных советов и руководство всеми мероприятиями на местах при посредстве технических сил, находящихся в распоряжении комиссара уездного хозяйства [7, с. 196¾197].

Все мероприятия прежнего уездного земства были переданы в ведение тех волостных Советов, на территории которых они находились  (исключение составили: Енотаевское реальное училище, Енотаевская публичная библиотека, Никольский кирпичный завод и баркасы «Земец» и «Доннар» как предприятия, имеющие общеуездное значение, а по­тому были оставлены в ведении уездного исполнительного комитета).

Школьное дело. Наблюдение за зданиями, школьным имуществом, учебниками и учебными пособиями, ремонт первых и приобретение последних, а также содержание учительского персонала производилось теперь на местные средства с пособием от казны. Волостные комитеты были наделены правом приглашать на службу     и увольнять учителей по своему усмотрению, доводя об этом до сведения отдела уездного хозяйства, в случае отсутствия кандидатов на вакантные должности они также обращались в отдел. Приоб­ретение и выписка для всех школ уезда учебников и учебных пособий могли производиться отделом уездного хозяйства с согласия и по желанию волост­ных комитетов и на их средства (в целях экономии денежных средств произ­водились оптовые закупки).

Медицина и ветеринария. Все фельдшерские и ветеринарные пункты были переданы в ведение волостных Советов и должны были содержаться также на средства волостей, а больницы и скотолечебницы ¾ со­держаться на средства тех районов, которые они обслуживали. Причем сред­ства эти формировались из взносов каждого села, входящего в данный район (размер взносов был пропорционален количеству населения). Весь Енотаев­ский уезд был разбит на 7 больничных районов, в каждом из которых нахо­дилась больница, обслуживающая села:

— Болхунская: Рождественку, Николаевку,      х. Кожевников, Болхуны, Со­крутовку и х. Левкин;

— Золотухинская: Пироговку, Золотуху, Удачное;

— Сасыкольская: Михайловку, Сасыколи, Тамбовку;

— Харабалинская: Харабали и Тамбовку;

— Селитренская: Селитренное, Княжево и Хошеутово;

— Енотаевская: Федоровку, Ивановку, Николаевку, Енотаевск и Владимировку;

— Никольская: Никольское и Пришиб (Голодяевку)  [7, с. 198]. Казачьи станицы не были включены в медицинские районы впредь до полного слияния казачества с остальным населением.

Скотолечебниц в уезде планировалось открыть тоже 7, обслуживать они должны были те же районы, что и больницы, и содержаться на волостные средства. За всеми справками, разъяснениями, указаниями при составлении смет, оборудовании пунктов и лечебниц необходимо было обращаться к са­нитарному врачу, находящемуся при отделе уездного хозяйства. Волостные комитеты в этой сфере также были наделены правом приглашения на службу и увольнения по своему усмотрению всего ветеринарного и медицинского пер­сонала, доводя об этом до сведения отдела уездного хозяйства. В случае же отсутствия кандидатов на вакантные должности обращались в отдел. Приобретение медикаментов для всех имеющихся в уезде ветеринарно­-медицинских больниц и амбулаторий также могло быть произведено отделом уездного хозяйства с согласия и по желанию волостных комитетов на их средства.

Дорожное дело. Проселочные дороги, мосты и переправы, имеющие местное значение, строились, ремонтировались и содержались на местные сред­ства. Переправы, имеющие общеуездное значение, оставались в распоряже­нии уездного комитета, которому и было предоставлено право эксплуатиро­вать их (с каждого переезжающего планировалось взимать определенную плату в пользу комитета. Переправами, имеющими общеуездное значение, являлись: Никольская (через Волгу), Енотаевская (через Волгу), Ахтубинская (через Ахтубу между Харабалями и Енотаевском). Для более правильной организации дорожного дела в уезде исполнительным комитетом Совета было возбуждено ходатайство об изъятии той части дорожного капитала, которая причиталась Енотаевскому уезду, из губернского земства и о передаче его в распоряжение уездного Совета. За всеми справками и разъяснениями по дорожному и строительному делу необходимо было также обращаться в отдел уездного хозяйства, в рас­поряжении которого находился инженер-специалист. Содержание подводных пунктов и обывательских квартир возлагалось на волостные средства. Причем рекомендовалось снизить до минимума траты на эти нужды.

Агрономия. Агрономическая помощь уезду оказывалась через Советы и уездного агронома, который в качестве консультанта находился при отделе уездного хозяйства. Для более правильного и удобного снабжения населения сельскохозяйственными машинами и орудиями привлекались местные коо­перативы, т. к. закупки сельскохозяйственных машин и материалов большими партиями всегда выгоднее, всем кооперативам уезда рекомендова­лось объединиться в союз с общими средствами под руководством уездного агронома-кооператора и, таким образом, дешевле приобретать все предметы, необходимые для улучшения экономической и технической стороны уездно­го хозяйства. Волостным Советам рекомендовалось поддерживать и поощ­рять развитие кооперативной жизни (образование потребительских общест­венно-кредитных товариществ, общественных закупок и т. д.).

В Царевском уезде СИХ был создан в марте¾апреле 1918 г. (точная дата неизвестна). Для этого был созван съезд представителей кооперативных ор­ганизаций уезда в г. Цареве. На этом съезде и было организовано уездное Хозяйственное бюро в составе 12 человек, объединяющее хозяйственные и продовольственные отделы исполкома, с одной стороны, и кооперативные ор­ганы уезда, с другой, на паритетных началах представительства от обеих сторон [23]. Первой и неотложной задачей бюро была заготовка товаров и планомерное их распределение между кооперативами для снабжения посредством последних населения. Хозяйственное бюро было переименовано в уездный Совет народного хозяйства. Распоряжения и инструкции по проведению ме­роприятий УСИХ, как краевой власти, так и центральной, отсутствовали. Денежные средства краевой властью не отпускались. В связи с этим  10 июня 1918 г. состоялся кооперативный съезд, на котором была принята резолюция о создании Хозяйственного бюро, независимого в своих действиях и не при­нимающего на себя никакой ответственности. Представители кооперативных организаций ушли из общего состава СИХ, в составе которого остались всего 7 человек, но он продолжал свою деятельность, хотя это было нелегко с та­ким большим хозяйством. Царевский СНХ имел следующие отделы:

1. Техническо-дорожно-строительный. До мая 1918 г. практически не функ­ционировал. И лишь когда была составлена смета на дорожное строительство в размере 699 100 руб. и из нее отпущено 351 тыс., начал свою деятельность. В его состав входили 3 подотдела: дорожный, гражданско-строительный, телефонная сеть [23].

2. Кожевенный. Организация сапожных мастерских в уезде, кожевенных заводов, сборки сырья. К лету 1918 г. кож было собрано на сумму 400 тыс. руб. [23].

 

3. Шерстной. Обеспечивал сбор шерсти с населения. Однако работа шла неудовлетворительно, во-первых, по причине отсутствия денег в уезде; во-вторых, из-за введения краевым СНХ монополии на сбор шерсти через по­средство агентов, минуя уездные органы. Деньги на шерсть из губернского центра не поступали. УСИХ начал брать шерсть у населения в кредит, но долго так продолжаться не могло, и население перестало поставлять шерсть. Шерсти было собрано к лету 1918 г. 27 080 пудов на 1 352 673 руб. [23].

В Енотаевском уезде СНХ был создан 13 июля [24], в Черноярском уезде ¾ только 1 ноября 1918 г. [25]. По Красноярскому уезду сведений нет.

Таким образом, система уездных органов в Астраханском крае к лету 1918 г. была сформирована. Однако деятельность большинства уездных комиссариатов в рассматриваемый период но­сила большей частью организационный характер в силу как объективных, так и субъективных причин. Отсутствие четких указаний из губернского центра по организации деятельности комиссариатов, более того, нарушение связи с Астраханью не могли не сказаться на работе новых ведомств. Таким образом, была нарушена вертикальная взаимосвязь между органами управления. При­родными условиями, весенней распутицей и половодьем была нарушена го­ризонтальная взаимосвязь. Кроме того, далеко не последнюю роль при рас­смотрении причин, на наш взгляд, играет человеческий фактор. Немало сви­детельств встречается в архивных документах о неумении служащих вести делопроизводство в комиссариатах, часто упоминаются такие черты, как без­ответственность, непонимание своей задачи. Разрушение старого управлен­ческого аппарата и назначение на новые должности людей, не имевших ранее никакого отношения к государственной службе, привело к тому, что в первой половине 1918 г. деятельность новых народных органов власти имела низкую результативность.


Список библиографических ссылок

1.    Ленин В. И. Полн. собр. соч. М., 1956. Т. 36.

2.    ГАВО. Ф. Р-55. Оп. 5. Д. 8. Л. 1¾2.

3.    Виноградов И. Установление советской власти в Енотаевском уезде // Знамя коммунизма. 1977. 24 сент.

4.    ГАВО. Ф. Р-55. Оп. 5. Д. 8. Л. 3.

5.    ГАВО. Ф. Р-55. Оп. 5. Д. 8. Л. 4 об.

6.    ГАВО. Ф. Р-55. Оп. 5. Д. 8. Л. 6.

7.    Борьба за власть Советов в Астраханском крае (1917¾1920 гг.). Документы и материалы. Астрахань, 1958.

8.    ГАВО. Ф. Р-55. Оп. 5. Д. 19. Л. 36.

9.    Ф. 3013. Оп. 1. Д. 7.

10.   Ф. 3013. Оп. 1. Д. 7. Л. 28.

11.   Ф. 3013. Оп. 1. Д. 7. Л. 28 об.

12.    Ф. 3013. Оп. 1. Д. 7. Л. 29.

13.   Ф. 3013. Оп. 1. Д. 7. Л. 29 об.

14.   Ф. 3013. Оп. 1. Д. 7. Л. 30.

15.   ГАВО. Ф. Р-59. Оп. 1. Д. 16. Л. 4.

16.   Ф. 1647. Красноярский уездный военный комиссариат. Оп. 1. Д. 23. Доклады о ходе работ в Красноярском военном комиссариате за 1918 г.

17.   Ф. 1647. Красноярский уездный военный комиссариат. Оп. 1. Д. 23. Доклады о ходе работ в Красноярском военном комиссариате за 1918 г. Л. 36 об.

18.   Герасименко Г. А., Рашuтов Ф. А. Советы Нижнего Поволжья в Октябрьской революции. Саратов, 1972.

19.   ГАВО. Ф. Р-55. Оп. 5. Д. 22. Л. 34.

20.   ГАВО. Ф. Р-55. Оп. 5. Д. 19. Л. 85.

21.   ГАВО. Ф. Р-55. Оп. 5. Д. 16. Л. 1-3.

22.   ГААО. Ф. 1632. Оп. 1. Д. 83. Л. 48.

23.   ГААО. Ф. 1281. Оп. 1. Д. 169. Л. 165.

24.   ГААО. Ф. 477. Оп. 1. Д. 25. Л. 9.

25.   ГААО. Ф. 1281. Оп. 1. Д. 196. Л. 84.

 

© И. А. Крепкова, 2009


...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь