Четверг, 19.10.2017, 22:59
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Цель, задачи и место инструментов органов внутренних дел в сфере обеспечения экономической безопасности (продолжение статьи)

Предыдущая страница

- формирования квалифицированных кадров, включающих как специалистов, выполняющих собственно правоохранительные функции по различным отраслям экономики, так и специалистов управленческого профиля.

Сегодня МВД России является федеральным органом исполнительной власти отраслевой компетенции, осуществляющим свою деятельность на всей территории России как непосредственно, в том числе через региональные структуры федерального подчинения, так и опосредованно, через подведомственные структуры, подчиненные субъектам Федерации, а также органам местного самоуправления. МВД является отраслевой подсистемой государственного управления и одновременно правоохранительным органом, призванным осуществлять контроль за соответствием поведения, деятельности всех членов общества правовым предписаниям и применяющим в установленных законом случаях в пределах своей компетенции принудительные меры воздействия в случаях правовой патологии, в том числе при совершении преступлений. Непосредственное воздействие оказывается в ходе борьбы и расследования экономической и налоговой преступности, охраны собственности и т. п., а опосредованное ¾ при обеспечении общественного порядка, борьбе с нарушениями общественного порядка, расследовании преступлений, причиняющих материальный ущерб государству и хозяйствующим субъектам (дознание и предварительное следствие).

Основными направлениями деятельности МВД России в сфере обеспечения экономической безопасности являются: борьба с экономической и налоговой преступностью, коррупцией, противодействие терроризму и экстремизму, борьба с наркоманией, алкоголизмом, детской безнадзорностью и беспризорностью.

Органы внутренних дел образуют целостную в функциональном и организационном отношениях систему, объединенную общностью целей и единством управления в сфере противодействия криминализации. Сложность этой системы обусловлена, с одной стороны, многогранностью выполняемых задач по обеспечению общественного порядка, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, безопасности дорожного движения, с другой ¾ распределением задач и функций между органами внутренних дел различных уровней, что вызвано, прежде всего, организационными факторами. Система органов внутренних дел сформирована применительно к федеративному устройству России [17].

Большую угрозу экономической безопасности представляют преступления в сфере экономической деятельности. В современных условиях подобные преступления достигли такого уровня, при котором они превратились в реальное препятствие развитию производственной сферы, притоку инвестиций, нормальному функционированию банковских, предпринимательских и управленческих структур.

Органам внутренних дел принадлежит особая роль в борьбе с экономическими преступлениями. Это обусловлено следующим [18]:

- ОВД осуществляют практически все виды правоохранительной деятельности: оперативно-разыскную работу, следствие и дознание, охрану общественного порядка, борьбу с административными правонарушениями;

- глубже других изучают те явления, на фоне которых формируется уголовная преступность и которые обычно сопутствуют экономической, в том числе и организованной преступности. Такая разносторонняя деятельность более всего отвечает целям борьбы с экономической преступностью, поскольку эта деятельность охватывает широкий круг жизненно важных общественных отношений;

- ОВД располагают соответствующими кадровыми и организационно-техническими возможностями.

Все изложенное свидетельствует о том месте, которое занимают в правоохранительной системе обеспечения экономической безопасности органы внутренних дел. Ибо деятельность таких правоохранительных органов, как прокуратура и суды, расследующих и рассматривающих уголовные дела о преступлениях в сфере экономической деятельности, зависит именно от органов внутренних дел в том смысле, что исходный материал для работы последних ведомств и служб поставляется именно ими, т. е. полномасштабное осуществление правоохранительных функций, включая предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений в сфере экономической деятельности, в системе органов исполнительной власти возлагается на органы внутренних дел. Исторически же специализированные службы по борьбе с экономическими преступлениями (ранее БХСС, ныне БЭП) имелись и есть только в системе МВД [19]. Кроме того, можно предположить, что объективная тенденция к возложению на МВД России дополнительных обязанностей, выполнение которых связано с расширением их компетенции, задач и функций в экономиче­ской сфере, обусловливает необходимость повышения их роли в обеспечении экономической безопасности государства с последующим созданием на их базе единой структуры, призванной вести борьбу с экономической преступ­ностью, используя опыт аналогичных правоохранительных органов ино­странных государств.

Если рассматривать место ОВД в системе противодействия криминализации социально-экономической сферы общества через призму используемых инструментов, то можно сказать, что ОВД являются органами правоохранительного обеспечения экономической безопасности, которые в значительной степени используют специальные инструменты противодействия криминализации социально-экономической сферы общества. Однако, в целом, воздействие ОВД на экономику страны является одним из общих социально-экономических инструментов государства по обеспечению экономической безопасности, потому что результаты деятельности ОВД напрямую влияют на ту экономическую и социальную политику, которую проводит государство на определенном периоде времени, т. е. ОВД как общий управленческий инструмент государства обеспечения экономической безопасности:

- во-первых, определяет социально-экономи-ческую и правовую политику государства;

- во-вторых, деятельность ОВД, ее организационно-экономическая составляющая, во многом зависит от той социально-экономической политики, которую проводит государство на современном этапе (правовые основы деятельности ОВД, порядок финансирования).

Список библиографических ссылок

1. Тихомиров Ю. А. Юридические режимы государственного регулирова­ния экономики // Право и государство. 2000. № 5.

2. Шлыков В. В. Комплексное обеспечение экономической безопасности предприятия. СПб., 1999.

3. Пикулькин А. В. Система государственного управления. М., 2006.

4. Основы борьбы с организованной преступностью / под ред. B. C. Овчинского, В. Е. Эминова, Н. П. Яблокова. М., 1996.

5. Зуниров Р. Д. Приоритетные направления к координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью // Законность. 2003. № 1.

6. Коротков А. П., Завидов Б. Д., Гусев О. Б. Преступления в сфере экономиче­ской деятельности // Рос. следователь. 1999. № 4. С. 20¾21.

7. Об утверждении положения о Федеральной таможенной службе РФ: постановление Правительства РФ № 459 от 26.07.2006 г. // Рос. газета. 2006. 3 сент.

8. О деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации в сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации: постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 9 декабря 1998 г. № 3346-II ГД // СЗ РФ. 1998. № 52. Ст. 6357.

9. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17 января 1992 г. № 2202-I (с изм. 15 июля 2005 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 8. Ст. 336; посл. изм. // Рос. газета. 2005. № 154. 16 июля.

10. Свирина М. В. Управление информационными ресурсами как механизм обеспечения экономической безопасности: cб. науч. тр. / под общ. ред. доц. И. И. Зейналова. СПб., 2005.

11. Кардашова И. Б. МВД России в системе обеспечения национальной безопасности России // Актуальные проблемы совершенствования деятельности ОВД в современной России. Орел, 2004.

12. Сметанин А. Ю. Коррупция как основа теневой экономики России // Федерализм. 2006. № 1.

13. По данным ГИАЦ МВД России (Ф. 1-А; 451).

14. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 927 (в ред. от 20 сентября 2006 г. № 1023) // СЗ РФ. 2004. № 30. Ст. 3149.

15. Наливайко С. В. Органы внутренних дел в обеспечении экономической безопасности России: дис. ... канд. экон. наук. М., 2006.

16. Шапиев С. М. Криминологическая безопасность современной России: основные черты и механизм обеспечения. СПб., 2003.

17. Андреева С. Н. Милиция Российской Федерации — орган, обеспечивающий права и свободы человека и гражданина // Россия в глобальном мире. СПб., 2003. № 4.

18. Абрамов А. Т. Особенности организации деятельности правоохранительных органов в системе обеспечения экономической безопасности крупных городов и мегаполисов / Организационно-экономические и правовые основы тылового обеспечения органов внутренних дел в свете реформирования правоохранительной деятельности: сб. ст. по матер. науч.-практ. семинара (Москва, 30 июня 2004 г.). М., 2006.

19. Экономическая безопасность Российской Федерации: учебник для вузов. Ч. 1. / под общ. ред. С. В. Степашина. М.; СПб., 2001.

© А. В. Грачев, 2009


...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь