Пятница, 24.02.2017, 20:37
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Аспекты деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений в семейно-бытовой сфере в свете Федерального закона «О полиции»


Предыдущая страница

средствами, а также лицами без определенного места жительства и средств к существованию. На практике модели действий сотрудников полиции в семейно-бытовой сфере не систематизированы и единообразно на всей территории страны не отрегулированы. Недостатки нормативно-правового регулирования предупредительной деятельности в сфере бытовой преступности не позволяют в полном объеме реализовать позитивные профилактические возможности органов внутренних дел.

Недостатки в организации превентивной деятельности. В полицейской превенции недостаточно задействованы общественность, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, общественные объединения и хозяйствующие субъекты различных форм собственности (например, частные охранные структуры). В рамках единой государственной системы государственной системы предупреждения преступлений и иных правонарушений не разработаны механизмы сотрудничества органов внутренних дел с уполномоченными по правам человека и по правам ребенка, несмотря на то, что указанные представители государственной власти осуществляют свои функции в большинстве российских регионов. В целом следует отметить, что уровень взаимодействия в рассматриваемой сфере как на внутриведомственном, так и на межведомственном уровне (например, социальных учреждений и транспортных полицейских структур) невысок.

Одной из проблем является отсутствие комплексности и консолидированности усилий всех субъектов профилактической работы по реализации мероприятий программ профилактики. Эта проблема находит выражение в том, что в ряде регионов некоторые из указанных субъектов не выполняют свои функции по реализации профилактических мероприятий либо проявляют пассивность в их выполнении. Отсутствие комплексного подхода и объединения усилий всех ветвей власти – региональных, областных и местных органов – не позволяет в максимальной степени на современном уровне осуществлять функции профилактики бытовых правонарушений. Кроме того, из числа субъектов государственного контроля за деятельностью полиции, перечисленных в ст. 49 ФЗ «О полиции», исключены органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Это связано с отказом от деления подразделений полиции на федеральные и местные. Таким образом, утрачиваются определенные рычаги воздействия региональных органов власти в отношении полицейских подразделений. Утрата взаимного влияния зачастую несет с собой утрату эффективности сотрудничества в решении общих задач.

Проблемы информационного обеспечения деятельности субъектов профилактики правонарушений. В связи с техническими трудностями субъекты профилактики правонарушений не имеют возможности в полной мере обмениваться базами данных о бытовых правонарушителях. Так, недостаточно своевременно и оперативно осуществляется обмен информацией между социальными работниками и сотрудниками ОВД в связи с криминальными конфликтами в быту, между медицинскими работниками и сотрудниками ОВД в связи с постановкой и снятием с учета лиц, имеющих наркотическую зависимость.

Затрудняет криминологический анализ уголовной статистики разбросанность по разным разделам официальной статистики сведений о бытовых преступлениях. Кроме того, на эффективность деятельности органов внутренних дел по профилактике бытовых правонарушений негативно влияет неустоявшаяся практика оценки деятельности ОВД, а также изменение организации ведения учетов уголовной статистики. В соответствии с поправками к ст. 51 Федерального закона «О Прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. ¹ 2202-1 (в ред. Федерального закона от 7 февраля 2011 г. ¹ 4-ФЗ) ведение государственного единого статистического учёта заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости, результатов следственной работы и прокурорского надзора в настоящее время возлагается на Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

Несовершенство профессиональной подготовки сотрудников ОВД. Среди значимых проблем деятельности органов правопорядка следует выделить отсутствие системы повышения профессионального уровня сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих деятельность по профилактике преступлений и иных правонарушений в сфере быта. Для повышения квалификации указанных сотрудников требуется принять следующие меры:

– разработать «кодексы поведения» сотрудников органов внутренних дел при разрешении семейно-бытовых конфликтов;

– ввести специальную подготовку работников, занимающихся расследованием семейно-бытовых преступлений;

– ввести специализированные задания по профилактике правонарушений в семейно-бытовой сфере на ежегодных конкурсах на звание лучшего по профессии в ОВД;

– организовать (на конкурсной основе) стажировки в правоохранительных органах стран, имеющих положительный опыт профилактики преступлений в семейно-бытовой сфере.

Полезен и небезынтересен опыт деятельности в семейно-бытовой сфере органов правопорядка за рубежом. В Индии и Бразилии созданы и функционируют так называемые женские полицейские станции, деятельность которых направлена на предотвращение семейного насилия и других правонарушений в семье. В США с 1997 г. в департаменте полиции Лос-Анжелеса учрежден отдел по борьбе с домашним насилием [7]. В полиции Великобритании введена специализированная должность офицера по расследованию случаев домашнего насилия (DVO) в штате полицейского участка [8]. В

Швейцарии полиция разработала базу данных, называемую «Тревожный звонок» (Warning Bell), информация из которой используется офицерами полиции в отношении расследования дел о домашнем насилии, включая информацию о «жертве, предыдущих случаях насилия, возможных подозреваемых, а также о принятых ранее мерах безопасности» [9]. В МВД Республики Казахстан действуют специализированные подразделения по защите женщин от насилия, реализующие свои полномочия, помимо прочего, и в семейно-бытовой сфере. В целом анализ показывает, что в полиции ряда зарубежных стран осуществляется не связанная непосредственно с криминальными ситуациями функция социального обслуживания населения. Реализация этой нетрадиционной для полиции функции базируется на признании той реальности, что у государства, как правило, не имеется каких-либо других органов, кроме полиции, которые в течение всех 24 часов в сутки могли бы реагировать на возникающие у людей проблемы, требующие принятия неотложных мер. Социальная помощь населению со стороны полиции многообразна и зависит от ментальности, сложившихся традиций и целого ряда других факторов.

В законах о полиции большинства зарубежных стран специальные разделы о пределах вмешательства полиции в семейные отношения отсутствуют, но закреплены отдельные нормы, определяющие пределы вмешательства полиции в личную жизнь граждан в процессе реализации возложенных полномочий. Например, ст. 8 Закона о полиции Королевства Швеции предусматривает, что при исполнении своих служебных обязанностей полицейский при соответствующем соблюдении положений законов и других законодательных документов должен вмешиваться в действия других таким образом, чтобы это могло быть оправдано целями вмешательства и иными обстоятельствами. Если полицейскому приходится применять силу, то форма и степень ее применения должны быть соразмерны требуемому результату [10, с. 5].

Подводя итог, следует констатировать, что приоритетным направлением работы по устранению возникших проблем правоприменительной деятельности российских органов внутренних дел в сфере профилактики правонарушений на бытовой почве является совершенствование федерального, ведомственного и регионального законодательства, на базе которого требуется обеспечить тесное взаимодействие местных, региональных и федеральных властей в области предупреждения бытовых правонарушений на основе широкого и сбалансированного межведомственного подхода, путем координации усилий властей всех уровней, общественности, добровольных помощников, средств массовой информации и научного потенциала, используя накопленные знания и опыт. Специфика семейно-бытовых отношений требует исключительного такта и высокого профессионализма от сотрудников правопорядка, предполагает знание ими основ психологии, педагогики и семейной криминологии.

Список литературы

1. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» / Ю.Е. Аврутин и др. – М.: Проспект, 2011.

2. Приговор судьи Алхазова Т.Г. по делу ¹ 1-ХХХ/10 // Интернет-сайт суда: www. sudrf. ru.

3. Тимошина, Е. М. Семья как антикриминогенный фактор в предупреждении отклоняющегося поведения детей : монография / под ред. Е.С. Жигарева – М.: ВНИИ МВД России, 2010.

4. Словарь по ювенологии: 300 терминов / под общей ред. Е.Г.Слуцкого. СПб. – БИС-принт, 2002.

5. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации ¹ 1 от 27 января 1999 г. «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 6 февраля 2007 г. ¹ 7).

6. О преступлениях в данных семьях см.: Иванов Н.Г. Убийство суррогатной матерью новорожденного ребенка // Российская юстиция. – 2005. – ¹ 12.

7. Glover, Scott. Arrests of accused abusers in LAPD soar // Los Angeles Times. 1998. February 20.

8. Plotnikoff, Joyce, Woolfson, Richard. Policing Domestic Violence: Effective Organizational Structures (1998).

9. Nylen, Lars, Heimer, Gun. Sweden’s response to domestic violence. – Swedish Institute (1 April 2000).

10. Полиция и борьба с преступностью за рубежом. – М.: ВНИИ МВД России, 2010. – Вып. 9.

11. Большая юридическая энциклопедия. – М.: Эксмо, 2005.

12. Сообщение пресс-службы Гомельского УВД от 3 декабря 2007 г. // http:// news. tut. by/world/ 99076.html.

13. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2010 года. – М.: ГИАЦ МВД России. – Ф. 578. – Кн. 2. – Разд. 4.


...




Copyright MyCorp © 2017