Пятница, 24.02.2017, 20:38
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Исходя из анализа полученных данных, можно предположить, что курсанты четвертого года обучения в большей степени начинают ценить время, стремятся избегать затягивания работы, длиннот в чужих объяснениях, замедленных реакций. Они учатся быстро выполнять порученные задания, быть ориентированными на любые аудиальные раздражители, начинают внимательно относиться к любой поступающей информации. Информация в целом приобретает для них значение одного из важнейших раздражителей внешней среды. В некоторой степени это свидетельствует об их возросшем профессионализме, который позволяет решать и анализировать проблемы намного быстрее, чем в начале обучения. Полученные данные согласуются с данными по предыдущим методикам. Как уже было отмечено, у курсантов четвертого курса в значительной мере выражены показатели активности, приходит понимание того, что, не прикладывая усилий, невозможно стать профессионалом (снижение показателей ненапряженности). В данном случае мы получили подтверждение этому факту – стремление к постоянной активности дает возможность человеку реализовать все свои профессиональные и творческие возможности. В целом, у курсантов четвертого курса значительно выше выражена склонность к поиску нового, к желанию приумножать свои знания. Приходит понимание того факт, что находясь в высококонкурентных условиях только постоянное самообразование дает возможность занимать первые места на общественной лестнице.

Интересным фактом можно считать увеличение показателей по мотивации, связанной с приемом пищи. Так, мотивация, связанная с этим показателем, значительно возрастает от первого к четвертому курсу. Можно предположить, однако, что это в значительной мере обусловлено формированием представлений о соматическом и психическом здоровье человека.

Проведенный анализ полученных в ходе эмпирического исследования данных позволил сделать некоторые выводы о существующих различиях в структуре мотивационных предпочтений курсантов первого и четвертого курса в период обучения в вузе. Структура мотивационных предпочтений курсантов-психологов за время обучения в вузе претерпевает определенные изменения, предположительно обусловленные характеристикой выбранной профессии.

По результатам проведенного теоретического и эмпирического исследования можно сделать вывод: в целом процесс обучения оказывает мотивирующее влияние на психику курсантов-психологов, что выражается в повышении общего уровня напряженности мотивационной сферы. Данный факт прослеживается в структуре всех исследуемых показателей мотивации. При этом динамику повышения показателей в структуре мотивационных предпочтений можно назвать положительной, включающей в себя повышение ряда ключевых для данной специальности характеристик.

Таблица 3

 

Так, в процессе обучения налицо увеличение мотивов рабочей направленности и социальных мотивов. У курсантов последних лет обучения в большей степени проявляются мотивы стремления к социальному статусу и социальной полезности. Также проявляются мотивы стремления к общей и творческой активности. Повышается мотив рабочей направленности личности. В целом можно констатировать общее увеличение уровня активации психики курсантов в период обучения.

Анализ содержательных, а не активационных характеристик мотивации, основанных на анализе системы целеполагания курсантов, также показал наличие интересных различий, формирующихся в процессе обучения. Динамика мотивационных предпочтений, зафиксированная на значимом уровне, наблюдается по таким показателям, как целостность, совершенство, закон, богатство. Можно предположить, что по данным направлениям происходят максимальные изменения в мотивационной сфере курсантов. Основным источником мотивации на первых этапах обучения служит ориентация на совершенство и красоту, стремление проявлять свою индивидуальность и отсутствие желания прикладывать усилия к достижению целей. На старших курсах доминанта определенным образом трансформируется, приобретая более целенаправленный характер. На первый план выходят стремление к соблюдению порядка и четкой организации, законности, любовь к справедливости и точности, стремление к совершенству, которые у курсантов четвертого года обучения проявляются гораздо более значительно. Различия достигают значимого уровня.

Показательно, что в ходе обучения увеличивается желание проявлять свою индивидуальность, сохранить целостность личности, а также актуализируется склонность желать большего в материальном плане от своей специальности. Однако в условиях соблюдения правил и четко регламентированных субординационных отношений увеличение напряженности данных мотивов представляется обоснованным. Мотив повышения благосостояния хоть и не достигает максимально выраженного уровня, тем не менее так же значительно повышается в процессе обучения. Скорее всего, процесс обучения благоприятно сказывается на любви к порядку и справедливости, склонности соблюдать закон. Однако одновременно с этим формируется ярко выраженная склонность желать большего в материальной сфере.

Происходят изменения и в структуре идеальных мотивационных тенденций. Так, доминирующими мотивами на первом курсе являются: поиск нового, чувствительность к цвету и запаху. К четвертому курсу приобретают большее значение аудиальные и информационные целевые объекты. Значимого уровня различия достигают по показателям «время», «движение», «звук», «информация», «хорошая еда». Однако остается значимым, и в дальнейшем только повышается показатель мотивации стремления к новому и необычному.

Итак, можно предположить, что курсанты в период обучения приобретают активную жизненную позицию, с большим интересом начинают относиться к информации и начинают правильно структурировать время и среду. Все это протекает на фоне увеличения проблемы сохранения индивидуальности и возможности получить удовлетворение от жизни. В целом структура изменений мотивационной сферы в период обучения может считаться позитивной, а сама мотивационная система более дифференцированной.

Список литературы

1. Арбузова, Е. Н. Личностный подход в исследовании проблем мотивации в юридической психологии // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2008. – ¹ 3 (39). – С. 215–219.

2. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: МГУ, 1990. – 288с.

3. Ильин, Е. П. Псилология волия. – СПб.: Питер, 2011. – 368 с.

4. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2011. – 512 с.

5. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2005. – 511 с.

6. Фрэнкин, Р. Мотивация поведения. – СПб.: Питер, 2003. – 651 с.

7. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность. – СПб.: Питер, 2003. – 864 с.

Предыдущая страница


...




Copyright MyCorp © 2017